26.04.2017
203 просмотров
Fitch: Экономика Казахстана продолжает приспосабливаться к девальвации обменного курса в 2015 году и снижению нефтяных доходов

Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте подтверждены на уровне «BBB». Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BBB+», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – на уровне «F2».

РДЭ Казахстана подтверждены на уровне «BBB» несмотря на высокую зависимость от сырьевого сектора, слабый банковский сектор, слабые показатели управления и волатильность макроэкономических показателей по сравнению с другими странами «ВВВ», благодаря хорошим показателям внешней торговли и бюджетного баланса, подкрепленные крупными государственными сбережениями и сильной инвестиционной позицией.  Постепенная адаптация экономики к изменениям цен на нефть в последние годы продолжается, чему способствуют гибкость обменного курса, реформы денежно-кредитной политики, реструктуризация банковского сектора и фискальные стимулы.

По ожиданиям Fitch, дефицит общего государственного бюджета, определенный МВФ, увеличится до 7,7% ВВП в 2017 году по сравнению с 5% в 2016 году из-за рекапитализации. В данные расходы также был включен процесс покупки крупного пакета акций Казкоммерцбанка Народным банком. Власти намерены сократить бюджетный дефицит в 2018­-2019 годах, прекратив программу стимулирования "Нурлы жол" и реформируя Налоговый кодекс. По мнению аналитиков Fitch, сокращение дефицита будет поддерживаться более высокими ценами на нефть и не предполагают дополнительных затрат на рекапитализацию после 2017 года.

Бюджетный баланс государства очень сильный, что отражает активы в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) в размере 45,8% от ВВП на конец 2016 года. Чистый государственный долг по состоянию на конец 2016 года составлял 22,3% ВВП по сравнению со средним показателем равным 33,1% (по странам «BBB»). НФРК будет использоваться для частичного финансирования более высокого дефицита бюджета в 2017 году, но Fitch ожидает, что его активы останутся выше 30% ВВП в течение прогнозируемого периода. В декабре 2016 года было введено новое фискальное правило для сокращения гарантированных трансфертов из НФРК в государственный бюджет с 2018 года.

Зависимость от сырьевых товаров высока (экспорт нефти составляет примерно половину поступлений текущего счета) и более низкие цены на нефть увеличили дефицит текущего счета до 6,4% от ВВП в 2016 году (средний показатель по ВВВ: -1,8%). К тому же не нефтяной экспорт пока что не выиграл от обесценивания обменного курса ввиду экономической слабости основных торговых партнеров. Однако, перспективы на внешнем рынке улучшатся в 2017 и 2018 годах в связи с ожидаемым восстановлением цен на нефть, однако высокий уровень импорта, связанного с ПИИ и отток средств приведет к дефициту текущего счета в прогнозируемом периоде. Fitch ожидает, что дефицит будет полностью профинансирован за счет прямых иностранных инвестиций, которые будут оставаться сильным, поскольку расширение нефтяного месторождения Тенгиз на 37 млрд долларов начнется в следующем году.

Показатели внешнего баланса очень сильны. Страна является чистым внешним кредитором (58,8% ВВП на конец 2016 года против среднего показателя в 2,9% по отношению к ВВП) благодаря иностранным активам НФРК и крупным валютным резервам, которые по размерам сопоставимы с 18 месяцами платежей по счету текущих операций. Чистый внешний долг в размере 22,9% ВВП на конец 2016 года выше, чем средний показатель равный 0,5%, но в основном отражает связанную с ПИИ задолженность в энергетическом секторе. По состоянию на конец 2016 года 63% валового внешнего долга частного сектора были межфирменной задолженностью. По оценкам Fitch, чистый внешний долг достигнет своего пика в конце 2017 года, прежде чем сократится до менее чем 20% ВВП на конец 2018 года из-за надежных ПИИ и снижения дефицита текущего счета. Учитывая низкую долю краткосрочного внешнего долга, коэффициент ликвидности Fitch также очень комфортен, выше 300% на конец 2016 года (средний уровень ВВВ 154,7%).

Макро-финансовые риски снизились. Режим таргетирования инфляции, установленный в 2015 году, набирает доверие. Инфляция упала до целевого диапазона 6-8%, который в марте 2017 года составлял 7,7% после небольшого превышения в 2016 году (на конец года - 8,5%), и НБРК намерен и далее укреплять свою денежно-кредитную политику. С сентября 2016 года НБРК не вмешивался в валютный рынок, и тенге в течение года немного укрепился. Долларизация депозитов, хотя все еще выше, чем средняя по странам «BBВ», находится на уровне 54,6% по состоянию на конец 2016 года и снижается, что иллюстрирует улучшение уверенности в валюте.

Банковский сектор очень слабый, с индикатором банковской системы Fitch на уровне «b». Как представляется, власти склонны к реструктуризации финансового сектора, о чем свидетельствует поддержка ККБ и намерение провести оценку качества активов в 2018 году. Уровень NPL в 6,7% от общего объема кредитов является умеренным, однако имеются существенные объемы слабо зарезервированных реструктурированных/стрессовых кредитов на балансах большинства банков. Дальнейшая необходимость рекапитализации может появиться в ближайшие годы, но Fitch ожидает, что они будут управляемыми по сравнению с активами государства.

Экономика продолжает приспосабливаться к девальвации обменного курса в 2015 году и снижению нефтяных доходов в течение 2016 года. Реальный рост ВВП составил 1,0% в прошлом году после 1,2% в 2015 году, при поддержке правительственной программы антициклических стимулов. Fitch ожидает, что в 2017 году реальный рост ВВП достигнет 2,2% по мере увеличения добычи нефти (возобновление деятельности нефтяного месторождения Кашаган), ПИИ остаются сильными, и программа стимулирования продолжается. Тем не менее, даже если рост добычи нефти и связанных с энергетикой прямых иностранных инвестиций приведет к более благоприятным среднесрочным экономическим перспективам, продолжающаяся зависимость от сырьевых товаров означает, что макроэкономическая волатильность, вероятно, будет выше, чем в других странах с рейтингом «ВВВ».

На допустимом уровне долга сказываются более слабые индикаторы качества управления по методологии Всемирного банка. Поправки к конституции, одобренные в марте 2017 г., с целью передать часть широких президентских полномочий правительству и парламенту, по мнению агентства, вряд ли приведут к улучшению индикаторов качества управления в краткосрочной перспективе.

С полным текстом отчета можно ознакомится по данной ссылке.

последние новости
16.09.2019
Нефть дорожает на 10%
Курс по паре USDKZT находится на уровне 384,6 тенге за доллар
13.09.2019
Поступления от экспорта нефти сократились на 740 млн долларов в июле
Обзор экспорта и импорта РК по состоянию на 01 августа 2019 года
13.09.2019
ЕЦБ поддержал рынок, объявив новый пакет мер стимулирования
Положительное сальдо торгового баланса РК в июле сократилось в 3,3 раза
12.09.2019
Прогноз: спрос на нефть ОПЕК в 2020 году снизится на 4,0%
Тем временем в центре внимания инвесторов сегодняшнее заседание ЕЦБ
11.09.2019
Инфляционные ожидания среди экспертов сохраняются повышенными
АФК представляет результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в сентябре 2019 года
11.09.2019
Нацбанк отчитался о нулевом нетто-участии на валютном рынке в августе
С приближением заседания комитета ОПЕК+ котировки нефти продолжают рост