19.12.2018
664 просмотров
Основные направления денежно-кредитной политики республики Казахстан на 2019 год

 

В 2019 году денежно-кредитная политика будет проводиться в соответствии с принципами инфляционного таргетирования. Меры Национального Банка будут направлены на обеспечение поступательного снижения инфляции до значения, ниже, но близкого к 4% в 2020 году и дальнейшего поддержания инфляции на данном уровне. В соответствии со среднесрочной стратегией Национальный Банк снижает целевой коридор инфляции в 2019 году на один процентный пункт до 4-6% (рисунок 4).

1.1 Принципы политики и целевой ориентир на 2019 год

В 2019 году решения по базовой ставке будут приниматься согласно утвержденному графику (Приложение 1). В условиях необходимости обеспечения понижательного тренда инфляции до уровня ниже 4% в 2020 году базовая ставка в реальном выражении, под которой понимается уровень базовой ставки за минусом прогнозируемого значения инфляции на 12-ти месячном горизонте, будет поддерживаться на уровне долгосрочных темпов роста экономики. При принятии решений по денежно-кредитной политике Национальный Банк будет проводить оценку рисков, как для текущей, так и будущей для инфляции и отслеживать динамику широкого круга внешних и внутренних факторов. В случае усиления рисков воздействия неблагоприятных шоков, которые могут отразиться на значительном отклонении прогнозной инфляции от целевых значений, Национальный Банк готов к проведению более жесткой денежно-кредитной политики.

Будет продолжена работа по совершенствованию системы анализа и прогнозирования. В краткосрочном блоке планируется внедрить новые подходы к прогнозированию макроэкономических переменных, в среднесрочном блоке будет проведена рекалибровка параметров квартальной прогностической модели, а также расширяться охват моделью других секторов экономики.

Обменный курс будет формироваться в соответствии с принципами свободного плавания. При этом вмешательство на валютный рынок не противоречит принципам инфляционного таргетирования. Для сглаживания значительных и дестабилизирующих колебаний обменного курса, в том числе вызванных действием нефундаментальных факторов, Национальный Банк сохраняет за собой право проводить валютные интервенции. Данные меры будут приниматься исключительно для нивелирования неблагоприятных последствий. При этом Национальный Банк будет давать разъяснения причин проведения операций на внутреннем валютном рынке за счет золотовалютных резервов, а также продолжит практику публикации объемов проведенных операций.

1.2 Условия проведения денежно-кредитной политики

В условиях сырьевой зависимости экономики Казахстана, наличия Национального фонда, трансферт из которого финансирует значительную часть расходов республиканского бюджета, денежно-кредитная политика находится под влиянием проводимой налогово-бюджетной политики и состояния платежного баланса.

Существуют два важных канала, которые обуславливают влияние налогово-бюджетной политики. Первое – постепенная смена акцентов и преобладание социальной направленности расходов бюджета (регулярная индексация пенсий и пособий, разовые пересмотры подходов к установлению базовой пенсионной выплаты (предстоящее с 1 января 2019 года повышение минимальной заработной платы в 1,5 раза, заработной платы работников бюджетных организаций – в среднем на 35%, введение дополнительных социальных пособий).

Второй канал влияния обусловлен существенным дефицитом государственного бюджета. Активная бюджетная политика по стимулированию экономического роста является одним из важных факторов поддержания высокой ликвидности банковского сектора. При этом бюджетное правило с фиксированным размером гарантированного трансферта приобретает потенциально проциклический характер, особенно при благоприятных ценах на нефть, что ограничивает возможности денежно-кредитной и фискальной политик по управлению макроэкономическими рисками в фазе падения цен на нефть.

Как следствие, расширение совокупного спроса усиливает риски повышения (или недостаточно быстрого снижения) инфляции и недостижения целевых параметров по ней.

Внешние шоки и изменение потоков капитала продолжают формировать неустойчивый характер платежного баланса и, как следствие, оказывают влияние на формирование курса национальной валюты в номинальном и реальном выражении. С 2016 года наметилась тенденция устойчивого сокращения дефицита текущего счета, однако ее динамика обусловлена восстановлением цен на основные экспортные товары, ростом объема добычи нефти и газового конденсата, стабильным спросом со стороны стран-торговых партнеров. Улучшение текущего счета сдерживается увеличением импорта товаров, необходимых для реализации инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе, а также ростом выплат доходов иностранным прямым инвесторам. Опережающее увеличение выплат доходов в сравнении с ростом экспорта, даже при благоприятных внешних условиях, в потенциале может оказывать давление на текущий счет в сторону дефицита и, при прочих равных условиях, обуславливает более сдерживающий характер денежно-кредитной политики.

1.3 Развитие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики

Действенность инструментов денежно-кредитной политики во многом зависит от эффективности каналов трансмиссионного механизма, посредством которых передаются сигналы влияния Национального Банка на внутренние экономические процессы, в том числе на инфляцию. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в каждой стране имеет особенности, связанные со спецификой и структурой экономики и финансового сектора. Для Казахстана справедливо выделить следующие каналы передаточного механизма: канал процентной ставки, кредитный канал, канал обменного курса, канал инфляционных ожиданий.

Процентный канал (канал процентных ставок)

Важная роль при режиме инфляционного таргетирования отводится функционированию канала процентных ставок.

Решения по базовой ставке являются основным инструментом, сигнализирующим направленность денежно-кредитной политики Национального Банка, а ее уровень – ориентиром для участников финансового рынка по стоимости тенгового заимствования. Ставки по операциям денежно-кредитной политики изменяются автоматически вслед за уровнем базовой ставки.

Первоначальным звеном процентного канала является влияние базовой ставки на ставки денежного рынка. Национальный Банк проводит операции денежно-кредитной политики на постоянной основе, гарантируя банкам доступ к краткосрочной ликвидности. Таким образом, перенос уровня базовой ставки на ставки денежного рынка происходит практически незамедлительно после принятия решения об ее изменении.

Однако достижение в процентном канале максимального эффекта переноса, который выражается в поддержании таргетируемой ставки вблизи базовой ставки (в середине процентного коридора), ограничивается наличием на финансовом рынке Казахстана структурного профицита ликвидности. При этом используемые в настоящее время краткосрочные ноты Национального Банка не в полной мере связывают ликвидность, поскольку, являясь высоколиквидным финансовым инструментом, обладают свойством быстро конвертироваться в деньги.

В этой связи требуется применение более действенных инструментов денежно-кредитной политики по стерилизации. Для повышения эффективности процентного канала Национальным Банком в 2019 году в части операций открытого рынка будут введены депозитные аукционы взамен существующих операций по выпуску 7-дневных краткосрочных нот. Депозиты не обладают свойством быстрой конвертации в деньги, поэтому позволят связать ликвидность банков. Депозитные аукционы на первом этапе будут проводиться ежедневно, срок изъятия ликвидности составит 7 дней. При этом Национальный Банк прекратит эмиссию 7-дневных краткосрочных нот. Краткосрочные ноты будут выпускаться со сроком обращения 1, 3, 6 и 12 месяцев. В части операций постоянного доступа будет прекращено привлечение 7-дневных депозитов и сохранено привлечение 1-дневных депозитов.

Также Национальный Банк рассматривает вопрос создания в 2019 году специальной площадки, на которой будут проводиться дополнительные операции постоянного доступа (депозиты, РЕПО, своп) после закрытия площадок денежного и валютного рынков на АО «Казахстанская фондовая биржа». Операции будут проводиться исключительно между банками, с одной стороны, и Национальным Банком, с другой стороны. Данные операции будут проводиться по ставкам границ коридоров базовой ставки и валютного своп, соответственно.

Кредитный канал

Слабое влияние канала банковского кредитования связано с тем, что центральный банк имеет ограниченное влияние на факторы, определяющие спрос на кредиты экономике. На стороне спроса актуальным является низкое качество заемщиков, недостаточная бизнес-проработка потенциальных к финансированию через кредитование проектов. В розничном сегменте доходы населения находятся в слабой зоне роста, что наряду с ограниченностью залогового обеспечения снижает кредитоспособность населения. Основным источником финансирования предприятий и инвестиций являются собственные средства. В этой связи увеличение объема кредитов оказывает слабое влияние на экономическую активность.

На стороне предложения кредита сдерживающими факторами являются неустойчивое фондирование, зависимость от средств квазигосударственных организаций, низкая капитализация банков, недостаточность надлежащей оценки кредитных рисков, связанное кредитование. Данные факторы не позволяют банкам адекватно реагировать в ответ на меняющиеся денежно-кредитные условия. Функционирование кредитного канала в настоящее время искажается также в результате предоставления государственных средств реальному сектору экономики по нерыночным ставкам.

Для улучшения работы кредитного канала важны стабильность, а также развитие и углубление финансовой системы. В этой связи в 2019 году Национальный Банк продолжит работу по обеспечению финансовой стабильности. Реализованная в 2017-2018 годах Программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан позволила докапитализировать крупные банки, списать плохие портфели, которые ограничивали принятие кредитных рисков.

С 1 января 2019 года вводится риск-ориентированный подход в надзорном процессе и переход на режим разрешения и урегулирования проблемных банков (Recovery and Resolution tools), который предусматривает механизмы принудительной реструктуризации обязательств банка. Риск-ориентированный подход с возможностью применения мотивированного суждения будет использован, как для ужесточения надзорного процесса для банков с высоким уровнем рисков, так и для его послабления для банков, применяющих надлежащие процедуры и системы управления рисками. Таким образом, вводится полный перечень мер, позволяющий осуществить оперативное урегулирование неплатежеспособного банка с минимизацией системных последствий и государственной поддержки.

Построение долгосрочного сегмента депозитного рынка, чему способствует внедрение сберегательных вкладов и усовершенствование механизма установления максимальных ставок по депозитам населения, будет содействовать повышению посреднической функции банковского сектора.

Оздоровление банковского сектора, которое близится к завершению, внедрение новых регуляторных и методологических подходов позволяют сформировать надежную инфраструктуру для роста кредитования экономики и способствуют повышению проходимости кредитного канала денежно-кредитной политики.

В результате ожидается приближение объемов спроса на кредитные ресурсы со стороны реального сектора и их предложения со стороны банков и увеличение темпов роста кредитования. В 2019 году рост кредитного портфеля оценивается на уровне выше темпов роста номинального ВВП (более 10%).

Валютный канал

Эмпирические оценки показывают, что более значительный эффект переноса на цены в Казахстане наблюдается по каналу обменного курса, хотя в последние годы наблюдаются определенные структурные сдвиги, в том числе в результате принимаемых Национальным Банкам мероприятий по усилению процентного канала.

В целом, воздействие обменного курса на инфляцию является несимметричным, т.е. ослабление, в отличие от укрепления, имеет большее воздействие на потребительские цены. Наибольшая реакция на шок обменного курса наблюдается в группе непродовольственных товаров, что связано с их большей долей импорта в структуре потребления. Реакция цен на продовольственные товары на обесценение тенге в среднем в 2 раза слабее.

При этом оценки Национального Банка свидетельствуют о постепенном уменьшении эффекта переноса обменного курса на инфляцию. Так, накопленный эффект через 12 месяцев от 1%-го обесценения номинального обменного курса к доллару США на годовую инфляцию составил 0,15 п.п. для периода 2011-2017 годов, тогда как для периода, включающего 2018 год, эффект переноса составил 0,12 п.п.

Национальный Банк сохранит режим свободно плавающего обменного курса тенге. Более того, продолжится сужение поля для использования иностранной валюты в расчетах, в ценообразовании внутри страны. Также будет продолжена работа с другими центральными банками стран – торговых партнеров по переходу на использование национальных валют в международных операциях.

Канал инфляционных ожиданий

Инфляционные ожидания оказывают влияние на формирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Сохранение инфляционных ожиданий на низком и стабильном уровне делает экономику более устойчивой к неблагоприятным шокам и позволяет механизму ценообразования функционировать более эффективно, а центральному банку не реагировать изменением уровня ставки.

Воздействие центрального банка на динамику инфляционных ожиданий осуществляется посредством достижения поставленных целей по инфляции, а также активной и транспарентной коммуникационной политики. При этом важно добиться привязки инфляционных ожиданий к установленному таргету по инфляции. В 2019 году Национальный Банк продолжит принятие мер по якорению инфляционных ожиданий населения.

Национальный Банк большее значение придает не конкретным значениям, а общей динамике инфляционных ожиданий населения, которая показывает изменение мнения населения касательно будущего уровня цен. Для получения более полной картины по инфляционным ожиданиям существует необходимость проведения опроса других субъектов экономики. В этой связи в 2019 году Национальным Банком планируется проведение опросов участников финансового рынка с целью получения более профессиональных оценок ожидаемой инфляции. Профессиональные участники рынка обладают большим объемом информации и пониманием процессов, происходящих в экономике, используют прогнозные модели. Более достоверная оценка будущей инфляции позволит Национальному Банку принимать более взвешенные решения в области денежно-кредитной политики.

Кроме того, Национальным Банком в целях углубления изучения ценовых индикаторов и инфляционных ожиданий в реальном секторе, а также оценок предприятий будет продолжена работа по мониторингу предприятий реального сектора. В целях усиления аналитического потенциала состав анкет будет усилен с ориентацией результатов опросов на оценку ценовой политики и факторов ценообразования предприятий.

Якорению ожиданий населения способствует предсказуемость денежно-кредитной политики и ее активное информационное сопровождение. В этой связи будет продолжена работа по совершенствованию коммуникаций, что позволит повысить эффективность управления инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

 

Приложение 1. График принятия решений по денежно-кредитной политике

В 2019 году решения по базовой ставке будут приниматься 8 раз в соответствии со следующим графиком:

  • 14 января
  • 4 марта
  • 15 апреля
  • 3 июня
  • 15 июля
  • 9 сентября
  • 28 октября
  • 9 декабря

Каждое решение по базовой ставке будет объявлено в 17.00 по времени г. Астана.

В 2019 году четыре решения по базовой ставке, принятые 4 марта, 3 июня, 9 сентября, 9 декабря, будут опираться на результаты прогнозных раундов в рамках системы анализа и прогнозирования. Эти решения будут сопровождаться выпуском квартальной публикации Национального Банка «Обзор инфляции», пресс-конференцией Председателя Национального Банка и встречами с экспертами.

 

Ссылка на пресс-релиз НБРК

последние новости
21.08.2019
Чистая прибыль Народного Банка выросла в два раза в первом полугодии
Котировки нефти и российский рубль демонстрируют позитивную динамику
20.08.2019
Трамп: Ставки ФРС должны быть снижены на 100 базисных пунктов
Рост ВВП России в июле резко ускорился до 1,7% в годовом выражении
19.08.2019
Чистая прибыль КазТрансОйла составила 30,7 млрд тенге в первом полугодии
Рост объёмов торгов на текущей неделе может свидетельствовать о конвертации валютной выручки
16.08.2019
Акции KAZ Minerals в четверг подешевели на 10%
В долевых инструментах медедобывающей компании наблюдаются существенные движения
15.08.2019
Объёмы ликвидности на корсчетах в НБРК стремительно выросли
Позиция НБРК по изъятию краткосрочной тенговой ликвидности с рынка продолжает медленно снижаться
14.08.2019
Нацбанк отчитался о нулевом нетто-участии на валютном рынке в июле
Счет текущих операций по итогам полугодия сложился с дефицитом в 2,0 млрд долларов США