12.03.2019
286 просмотров
Что необходимо знать заемщику, если к нему обратилось коллекторское агентство

С 2017 года деятельность коллекторских агентств регулируется положениями Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности». В соответствии с данным Законом государственное регулирование и контроль за деятельностью коллекторских агентств осуществляются Национальным Банком Республики Казахстан.

В соответствии с положениями Закона коллекторское агентство  это организация, которая взыскивает задолженность по займам банков второго уровня (банки) или микрофинансовых организаций (МФО). 

Необходимо знать, что коллекторское агентство вправе осуществлять свою деятельность только после прохождения учетной регистрации в Национальном Банке и включения его в Реестр коллекторских агентств. Со списком коллекторских агентств можно ознакомиться на сайте Национального Банка в разделе «Реестр разрешений и уведомлений».

Взыскание осуществляется на основании договора взыскания задолженности и возможно только при наличии в договоре банковского займа или договоре о предоставлении микрокредита права банка и МФО на привлечение третьих лиц. При этом МФО запрещено привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности по договору, заключенному с физическим лицом, и обеспеченному залогом в виде жилища.

Кроме того, банки и МФО при наличии согласия заемщика вправе уступить право требования по займу, микрокредиту или иными словами «продать» заем, микрокредит, коллекторскому агентству. В таких случаях коллекторское агентство становится новым кредитором, и обязано соблюдать условия уступленного договора, а также все законодательные требования и ограничения, предъявляемые к банкам и МФО.

Банки вправе уступить права требования только при наличии у заемщика просрочки по договору банковского займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица, – более 180 дней. При этом МФО вправе уступать права требования при наличии просрочки более 90 дней, и не вправе – по микрокредиту, выданному физическому лицу, в обеспечение которого предоставлено жилище.

В период осуществления коллекторской деятельности в отношении должника банки и МФО не вправе:

  • обращаться с иском в суд о взыскании его задолженности;
  • требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начисленных в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку.

Особо важными для заемщиков являются положения Закона о коллекторской деятельности, устанавливающие требования к порядку взаимоотношений коллекторских агентств с должниками.

Сотрудник коллекторского агентства при первичном контакте с должником обязан представиться, сообщить наименование кредитора и контакты коллекторского агентства, номер учетной регистрации в Реестре коллекторских агентств, информацию о задолженности.

Полная информация о порядке осуществления коллекторской деятельности установлена в статье 5 Закона «О коллекторской деятельности».

Взаимодействие коллекторского агентства с должником разрешается в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни, не более 1 раза в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни при личном контакте по инициативе коллекторского агентства и не более 3 раз в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни посредством телефонных переговоров.

Коллекторскому агентству категорически запрещено применять недобросовестные действия при взаимодействии с должниками, такие как, угроза, оскорбление, шантаж, введение в заблуждение, а также разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну.

В 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено 5 санкций в виде наложения и взыскания административных штрафов и 14 ограниченных мер воздействия. В случае, если коллекторским агентствами нарушены Ваши права или требуется консультация, то Вы можете обратиться в Национальный Банк либо его территориальные филиалы.

Для получения консультации можно обратиться в Общественную приемную Национального Банка по адресу г. Алматы, ул. Айтеке би, 67 либо позвонив по телефону +7 (727) 2 788-104 (вн. тел 5399); г. Астана, ул. Бейбитшилик, 21, телефон: +7 (7172) 70-33-33. Контактная информация Общественных приемных Национального Банка в других городах размещена на сайте Национального Банка.

С вопросами, не требующими проведения проверок коллекторских агентств, и ответы по которым не содержат охраняемую законами тайну, граждане вправе обратиться в Национальный Банк посредством мобильного приложения «НБК Online», предназначенного для взаимодействия населения с Национальным Банком по вопросам деятельности регулятора и защиты прав потребителей финансовых услуг. Мобильное приложение «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket, либо можно использовать webверсию NBK Оnline.

В целях повышения открытости и улучшения оперативности коммуникаций Национального Банка с населением, а также для получения необходимой информации граждане могут обращаться напрямую к начальнику Управления по защите прав потребителей финансовых услуг Александру Терентьеву : +7 (701) 111-04-71, tal@nationalbank.kz, либо на личной странице в Facebook. По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к Ксении Калиевой, а также отправлять запросы на электронный адрес: kalieva@nationalbank.kz.

последние новости
21.05.2019
Ряд американских компаний приостановили сотрудничество с Huawei
Тем временем Huawei разрешили временно возобновить работу в США
20.05.2019
Чистая прибыль АО «Банк ЦентрКредит» выросла на 59,9%
Была опубликована промежуточная финансовая отчётность БЦК за первый квартал 2019 года
20.05.2019
Эффективность операционной деятельности ForteBank улучшилась
Доля ликвидных активов банка остаётся на высоком уровне
20.05.2019
Темпы роста российской экономики замедляются
Тем временем доверие домохозяйств к экономике США на максимальном за последние 15 лет уровне
17.05.2019
Китай не заинтересован в продолжении переговоров с США
Белый дом сегодня также отменяет льготный режим торговли с Турцией
16.05.2019
Курс доллара США через месяц в среднем ожидается на уровне 380,6 тенге
АФК представляет результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в мае 2019 года