Выступая на встрече с бизнес-сообществом Астаны Юлия Якупбаева, и.о. председателя Совета Ассоциации финансистов Казахстана и заместитель председателя правления НПП «Атамекен» отметила, что в последние два года в рамках приватизации, в том числе по инициативе Национальной палаты, была проведена полная инвентаризация государственных активов. На сегодня часть объектов реорганизована, часть находится в процессе ликвидации. Расширен перечень приватизации.
«Вместе с этим образовался так называемый «нерастворимый остаток» из 6000 объектов, преимущественно социальной сферы. Эти объекты, учитывая их социальную значимость и заинтересованность бизнеса в данных сферах деятельности, имеют потенциал для развития ГЧП», – рассказала Юлия Якупбаева.
За 10 лет существования законодательной базы ГЧП заключено 116 договоров государственно-частного партнерства. Лидерами в этой области являются Восточно-Казахстанская, Актюбинская и Костанайская области. Основу проектов ГЧП составляют социально-ориентированные отрасли – образование, здравоохранение, культура и спорт, ЖКХ, строительство социального жилья. На стадии подготовки сейчас более 400 проектов.
Вместе с тем, по словам Юлии Якупбаевой, инструменты ГЧП имеют огромный потенциал, но реализуются они медленно.
«Для существенных подвижек в вопросе ГЧП необходимо было решить 4 основные проблемы: обеспечить долгосрочный заказ, упростить процедуры подготовки и согласования проектов ГЧП, закрыть инвесторские риски и решить вопрос финансирования проектов. Благодаря поручениям премьер-министра РК, данным в мае, серьезной совместной работе «Атамекена» с МНЭ, по ряду вопросов имеется значительное продвижение», – отметила глава АФК.
К примеру, в рамках проекта бюджетного кодекса внесены поправки, предусматривающие долгосрочный государственный заказ – свыше 3 лет, в рамках проектов ГЧП. Процесс разработки и согласования проектов сокращен за счет исключения концепции проекта. Данные поправки позволят существенно сократить сроки подготовки проектов на региональном уровне и, соответственно, затраты бизнесменов.
«Проекты ГЧП внесены в ДКБ-2020 и могут претендовать на субсидирование. Появилась возможность учитывать валютные риски. Здесь также удалось законодательно закрепить возможность учитывать их в договоре. Теперь требуется разработать конкретный порядок. Мы понимаем, что государство не может их полностью взять на себя. Поэтому НПП направлено предложение в МНЭ: при повышении курса более чем на 15%, инвестору предлагается возмещать 15% от первоначального курса на момент заключения договора», – сообщила Якупбаева.
Также сегодня совместно с МНЭ, Нацбанком и АФК Национальная палата предпринимателей обсуждает вопросы финансирования и залогов по проектам ГЧП.
«Два основных риска в случае расторжения договора: на этапе строительства и на этапе эксплуатации. В частности, в случае расторжения на этапе строительства законом предусмотрена возможность возврата средств частному партнеру. Но порядок возврата отсутствует. Мы предлагаем разработать такой порядок. Для того, чтобы закрыть риски кредиторов, Нацбанк РК настаивает на безусловной гарантии местных исполнительных органов или государства на период строительства. Чтобы обеспечить непрерывность проекта и выполнение обязательств по проекту в случае расторжения договора уже в период эксплуатации, мы предлагаем трехсторонний договор между МИО, БВУ и частным партнером и механизм замены частного партнера. Договор обеспечит возврат средств государству, а замена частного партнера поспособствует выполнению обязательств частника перед кредиторами и госпартнером», – рассказала Юлия Якупбаева.
В качестве альтернативы с прошлого года предлагается модель финансирования на основе трехстороннего договора. Суть договора в том, чтобы закрыть риски в период строительства и решить вопрос финансирования, поскольку основные трудности возникают именно в период возведения объекта – отсутствие залогов, нехватка средств.
«В целом, ГЧП с этого года развивается очень активно, возникают новые ситуации и сложности. В регионах наблюдается своя специфика. Каждый конкретный проект требует индивидуального подхода. Наше предложение о реализации 10 пилотных проектов по программному ГЧП поддержано МНЭ. Требуется эти проекты утвердить и совместно с МНЭ, и МИО сопровождать. Мы также предложили создать Совет по мониторингу проектов ГЧП. С участием госорганов, депутатов, экспертов, широкой общественности. В рамках Совета появится возможность осуществлять мониторинг объектов с выездом в регионы, собрать актуальную статистику, оказывать оперативную и всестороннюю поддержку в решении возникающих проблем. А главное – централизовано аккумулировать наиболее успешный опыт реализации проектов ГЧП для дальнейшего тиражирования», – резюмировала Юлия Якупбаева.