27.12.2016
943 просмотров
НБРК обновил стратегический план на 2014-2018 годы

Обеспечение стабильности цен

В настоящее время в Казахстане основным каналом денежно-кредитной трансмиссии является валютный канал, что обусловлено очень высоким уровнем долларизации. При этом процентный канал недостаточно развит. В этой связи, Национальный Банк продолжит меры по повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также по снижению роли валютного канала и усилению роли процентных ставок Национального Банка, т.е. процентного канала.

В рамках реализации политики инфляционного таргетирования в среднесрочном и долгосрочном периоде Национальный Банк устанавливает следующие целевые ориентиры по инфляции: 2017 год – 6-8%, 2018 год – 5-7% с последующим постепенным замедлением до 3-4% к 2020 году. Для достижения данной цели Национальный Банк будет использовать инструменты денежно-кредитной политики, как по предоставлению, так и изъятию краткосрочной тенговой ликвидности.

Основные усилия Национального Банка будут направлены на повышение эффективности процентной политики в целях достижения целевого уровня инфляции в среднесрочном периоде. В случае необходимости система инструментов денежно-кредитной политики может быть пересмотрена и расширена.

Валютная политика призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики при сохранении режима свободно плавающего обменного курса.

В краткосрочном периоде Национальный Банк в случае значительных шоков для развития экономики будет стремиться поддерживать баланс между основной целью денежно-кредитной политики по стабильности цен и содействием стабильности финансовой системы, а также обеспечением условий для устойчивого долгосрочного экономического роста. В целях принятия оперативных решений и реагирования на изменяющиеся макроэкономические условия Национальным Банком на ежегодной основе будет разрабатываться документ с изложением направлений денежно-кредитной политики, планируемой к реализации на предстоящий год.

Повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора

Ввиду сложной геоэкономической и геополитической ситуации, сохраняющийся ряд проблем в казахстанской финансовой системе отягощен дополнительными негативными факторами, которые могут негативно отразиться на ее дальнейшем развитии,

 а) Высокий уровень доли проблемных займов в кредитном портфеле банков, сформировавшийся вследствие материализации кредитных рисков в период кризиса. Несмотря на рост ссудного портфеля, замедление темпов увеличения неработающих займов, а также на созданные условия для оздоровления ссудного портфеля на системном уровне, значительного сокращения доли неработающих займов не происходило – 19,5% в 2013 году, 19,4% в 2012 году, 20,7% в 2011 году (без учета АО «БТА Банк»). Существенное улучшение качества портфеля отмечается в 2014-2015гг. преимущественно за счет совместной работы Национального Банка с банками по очистке баланса от неработающих займов – доля неработающих займов в ссудном портфеле без АО «БТА Банк» достигла в 2014 году 12,4%, в 2015 году – 8,0%. При этом на фоне существенного сокращения неработающего портфеля продолжает сохраняться высокая доля неработающих займов, выданных в период кризиса. Кроме того, под влиянием внешних факторов наблюдается замедление деловой и кредитной активности банковского сектора и экономики в целом. В этой связи вероятна реализация кредитного риска банков второго уровня и, соответственно, рост объема неработающих займов. В рамках контроля уровня неработающих кредитов (NPL) сохранен индикатор раннего реагирования по максимальному уровню неработающих кредитов в ссудном портфеле, который с 1 января 2016 года должен составлять не более 10%. При этом банки, которые превысят данный уровень, представят план мероприятий по снижению NPL до уровня менее 10%. Одновременно с этим, усилена ответственность банка и его менеджмента за нарушение указанного плана мероприятий. Так, в случае однократного нарушения плана мероприятий для банка будет введена индивидуальная надбавка к достаточности собственного капитала, а при систематическом нарушении плана мероприятий будет применяться санкция в виде отстранения от занимаемой должности заместителя председателя или председателя банка.

б) Неустойчивость структуры фондирования банковского сектора отягощена высокой концентрацией депозитной базы в иностранной валюте. Основным источником фондирования банковского сектора продолжает оставаться депозитная база клиентов банков – 73,3% в структуре обязательств банков на конец 2015 года (71,5% в 2014 году, 73,6% в 2013 году, 70,8% в 2012 году, 67,5% в 2011 году). Однако ввиду краткосрочности депозитной базы в условиях роста потребностей экономики в кредитных ресурсах банки испытывают дефицит долгосрочного фондирования. Кроме того, в результате корректировки курса национальной валюты в феврале 2014 года и перехода к режиму инфляционного таргетирования в августе 2015 года отмечается рост доли вкладов клиентов банков в иностранной валюте – 69,3% вкладов клиентов удерживаются в иностранной валюте на конец 2015 года (57,8% в 2014 году, 37,3% в 2013 году, 31,3% в 2012 году, 32,7% в 2011 году). Отсутствие долгосрочного фондирования в национальной валюте в необходимых объемах, вероятнее всего, будет являться фактором, ограничивающим кредитную активность банков в последующие периоды, и, как следствие, может стать причиной дефицита кредитных ресурсов в экономике. В качестве долгосрочных источников финансирования для банков могут явиться средства, привлекаемые посредством фондового рынка.

в) Низкий уровень капитальной базы банковского сектора относительно подверженности рискам. В связи с развивающимися интеграционными процессами, вхождением Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) с последующей деятельностью филиалов иностранных банков на территории страны существует необходимость повышения конкурентоспособности местных банков на местном и международном уровнях. Не менее важным является вопрос извлечения урока от влияния последнего финансового кризиса на мировую экономику, выявившего несоответствие банков необходимым требованиям для сохранения устойчивости в периоды стресса. В этой связи, с 1 января 2015 года в целях повышения конкурентоспособности банковского сектора и устойчивости к финансовым шокам, Национальным Банком установлен процесс перехода на международные стандарты Базельского комитета по банковскому надзору, активно внедряемые в мировой практике, в особенности в странах ЕС. Введение требований Базель 3 в части минимальных стандартов капитала подразумевает поэтапное повышение количественных и качественных требований к капиталу банков. Основные требования к достаточности собственного капитала характеризуются следующими коэффициентами: основной капитал – с 5% от взвешенных с учетом степени риска активов банка в 2015-2016гг. до 5,5% в 2017 году, капитал первого уровня – с 6% в 2015-2016гг. до 6,5% в 2017 году, общий капитал – с 7,5% в 2015-2016гг. до 8% в 2017 году. Дополнительно, в соответствии с Базель 3 введены требования к буферам (надбавке) капитала: консервационный буфер увеличится с 1% в 2015-2016гг. (2% для системообразующих банков) до 2% в 2017 году (3% для системообразующих банков), а также установлено требование к системному буферу на уровне 1%. К 2018 году планируется установить конечный таргетируемый уровень и срок переходного периода для его достижения. В то же время, чрезмерное регулирование способно отрицательно повлиять на эффективность банковского сектора, что приведет к снижению роли банковского сектора в качестве финансового посредника. С учетом необходимости диверсифицированного подхода к взвешиванию рисков и снижения системных рисков в банковском секторе будут введены повышенные требования к собственному капиталу по операциям банков с высоким уровнем риска, а при увеличении концентрации рисков, угрожающих финансовой стабильности, введены требования по формированию дополнительного капитала или надзорной надбавки к минимальной достаточности собственного капитала банка. Одновременно, для стимулирования развития субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечения доступности жилья понижены требования к достаточности собственного капитала по ипотечным займам, займам субъектам малого и среднего бизнеса, а также займам, покрытым резервами по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Высокое качество и эффективность финансового посредничества является необходимым условием для обеспечения финансовой стабильности. Работа Национального Банка в этом направлении будет заключаться в том, чтобы:

• Создать у регулируемых финансовых организаций стимулы для управления качеством займов на этапе отбора заемщиков, выдачи займов, мониторинга, реструктуризации и других этапах разрешения несостоятельности заемщиков;

• Обеспечить возможности для финансовых организаций по эффективной работе с заемщиками;

• Создать институты, обеспечивающие мониторинг качества финансовой информации, включая качество аудита и оценок независимости аудиторов, применения современных стандартов финансовой отчетности (IFRS 9), а также методов их передачи и обработки (системы моделирования и развитой аналитики).

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДО 2020 ГОДА:

1)     К 2020 году уровень золотовалютных резервов (без учета активов Национального фонда Республики Казахстан) будет не ниже трех месяцев импорта или объема краткосрочного (до 1 года) внешнего долга государственного и корпоративного секторов.

2)     Инфляция в этот период будет удерживаться на уровне 5-8% в год.

3)     Будет расширена институциональная база финансовых организаций и увеличены их инвестиционные возможности.

4)     Доля внешних обязательств банковского сектора в совокупном размере его обязательств будет составлять не более 30 %.

5)     Финансовый рынок будет предоставлять широкий спектр услуг и будет пользоваться доверием инвесторов и потребителей финансовых услуг.

6)     Отечественный фондовый рынок станет региональным центром исламского банкинга среди стран Содружества Независимых Государств и Центральной Азии.

7)     Будут созданы условия для развития альтернативных источников привлечения сбережений населения.

8)     Будут реализованы мероприятия по повышению финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения.

9)     Будет обеспечена положительная реальная доходность накопительных пенсионных фондов.

С полным текстом документа можно ознакомится по данной ссылке.

последние новости
22.11.2024
Курс биткоина в шаге от отметки в 100 тыс. долларов
Оптимизм на рынке во многом обусловлен ожиданиями более дружелюбного подхода американских регуляторов к криптовалютам
21.11.2024
Стоимость золота растет на фоне геополитических рисков
UBS прогнозирует повышение его цены до 2 900 долларов в 2025 году
20.11.2024
Норма об обязательной продаже 50% валютной выручки КГС может увеличить предложение инвалюты на 300 млн в месяц
Пара USDKZT идёт вниз: на сегодняшней сессии (10:23 ALA) она торгуется на уровне 495,75 тенге за доллар
19.11.2024
Опасения дефицита на мировом рынке нефти поддержали котировки
Сокращение добычи нефти в Норвегии и Казахстане происходит на фоне эскалации военных действий в Украине
18.11.2024
Количество платежных карт в стране достигло 80 миллионов единиц
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор статистики по безналичным карточным операциям за 9 месяцев 2024 года.
18.11.2024
В Алматы состоялся XII Конгресс финансистов Казахстана
15 ноября в Алматы прошла традиционная ежегодная встреча профессионалов казахстанского финансового рынка. Двенадцатый Конгресс финансистов, организованный АФК, Национальным Банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, был посвящен теме либерализации и развития финансового сектора.