27.12.2016
998 просмотров
НБРК обновил стратегический план на 2014-2018 годы

Обеспечение стабильности цен

В настоящее время в Казахстане основным каналом денежно-кредитной трансмиссии является валютный канал, что обусловлено очень высоким уровнем долларизации. При этом процентный канал недостаточно развит. В этой связи, Национальный Банк продолжит меры по повышению эффективности инструментов денежно-кредитной политики, а также по снижению роли валютного канала и усилению роли процентных ставок Национального Банка, т.е. процентного канала.

В рамках реализации политики инфляционного таргетирования в среднесрочном и долгосрочном периоде Национальный Банк устанавливает следующие целевые ориентиры по инфляции: 2017 год – 6-8%, 2018 год – 5-7% с последующим постепенным замедлением до 3-4% к 2020 году. Для достижения данной цели Национальный Банк будет использовать инструменты денежно-кредитной политики, как по предоставлению, так и изъятию краткосрочной тенговой ликвидности.

Основные усилия Национального Банка будут направлены на повышение эффективности процентной политики в целях достижения целевого уровня инфляции в среднесрочном периоде. В случае необходимости система инструментов денежно-кредитной политики может быть пересмотрена и расширена.

Валютная политика призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики при сохранении режима свободно плавающего обменного курса.

В краткосрочном периоде Национальный Банк в случае значительных шоков для развития экономики будет стремиться поддерживать баланс между основной целью денежно-кредитной политики по стабильности цен и содействием стабильности финансовой системы, а также обеспечением условий для устойчивого долгосрочного экономического роста. В целях принятия оперативных решений и реагирования на изменяющиеся макроэкономические условия Национальным Банком на ежегодной основе будет разрабатываться документ с изложением направлений денежно-кредитной политики, планируемой к реализации на предстоящий год.

Повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора

Ввиду сложной геоэкономической и геополитической ситуации, сохраняющийся ряд проблем в казахстанской финансовой системе отягощен дополнительными негативными факторами, которые могут негативно отразиться на ее дальнейшем развитии,

 а) Высокий уровень доли проблемных займов в кредитном портфеле банков, сформировавшийся вследствие материализации кредитных рисков в период кризиса. Несмотря на рост ссудного портфеля, замедление темпов увеличения неработающих займов, а также на созданные условия для оздоровления ссудного портфеля на системном уровне, значительного сокращения доли неработающих займов не происходило – 19,5% в 2013 году, 19,4% в 2012 году, 20,7% в 2011 году (без учета АО «БТА Банк»). Существенное улучшение качества портфеля отмечается в 2014-2015гг. преимущественно за счет совместной работы Национального Банка с банками по очистке баланса от неработающих займов – доля неработающих займов в ссудном портфеле без АО «БТА Банк» достигла в 2014 году 12,4%, в 2015 году – 8,0%. При этом на фоне существенного сокращения неработающего портфеля продолжает сохраняться высокая доля неработающих займов, выданных в период кризиса. Кроме того, под влиянием внешних факторов наблюдается замедление деловой и кредитной активности банковского сектора и экономики в целом. В этой связи вероятна реализация кредитного риска банков второго уровня и, соответственно, рост объема неработающих займов. В рамках контроля уровня неработающих кредитов (NPL) сохранен индикатор раннего реагирования по максимальному уровню неработающих кредитов в ссудном портфеле, который с 1 января 2016 года должен составлять не более 10%. При этом банки, которые превысят данный уровень, представят план мероприятий по снижению NPL до уровня менее 10%. Одновременно с этим, усилена ответственность банка и его менеджмента за нарушение указанного плана мероприятий. Так, в случае однократного нарушения плана мероприятий для банка будет введена индивидуальная надбавка к достаточности собственного капитала, а при систематическом нарушении плана мероприятий будет применяться санкция в виде отстранения от занимаемой должности заместителя председателя или председателя банка.

б) Неустойчивость структуры фондирования банковского сектора отягощена высокой концентрацией депозитной базы в иностранной валюте. Основным источником фондирования банковского сектора продолжает оставаться депозитная база клиентов банков – 73,3% в структуре обязательств банков на конец 2015 года (71,5% в 2014 году, 73,6% в 2013 году, 70,8% в 2012 году, 67,5% в 2011 году). Однако ввиду краткосрочности депозитной базы в условиях роста потребностей экономики в кредитных ресурсах банки испытывают дефицит долгосрочного фондирования. Кроме того, в результате корректировки курса национальной валюты в феврале 2014 года и перехода к режиму инфляционного таргетирования в августе 2015 года отмечается рост доли вкладов клиентов банков в иностранной валюте – 69,3% вкладов клиентов удерживаются в иностранной валюте на конец 2015 года (57,8% в 2014 году, 37,3% в 2013 году, 31,3% в 2012 году, 32,7% в 2011 году). Отсутствие долгосрочного фондирования в национальной валюте в необходимых объемах, вероятнее всего, будет являться фактором, ограничивающим кредитную активность банков в последующие периоды, и, как следствие, может стать причиной дефицита кредитных ресурсов в экономике. В качестве долгосрочных источников финансирования для банков могут явиться средства, привлекаемые посредством фондового рынка.

в) Низкий уровень капитальной базы банковского сектора относительно подверженности рискам. В связи с развивающимися интеграционными процессами, вхождением Республики Казахстан во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) с последующей деятельностью филиалов иностранных банков на территории страны существует необходимость повышения конкурентоспособности местных банков на местном и международном уровнях. Не менее важным является вопрос извлечения урока от влияния последнего финансового кризиса на мировую экономику, выявившего несоответствие банков необходимым требованиям для сохранения устойчивости в периоды стресса. В этой связи, с 1 января 2015 года в целях повышения конкурентоспособности банковского сектора и устойчивости к финансовым шокам, Национальным Банком установлен процесс перехода на международные стандарты Базельского комитета по банковскому надзору, активно внедряемые в мировой практике, в особенности в странах ЕС. Введение требований Базель 3 в части минимальных стандартов капитала подразумевает поэтапное повышение количественных и качественных требований к капиталу банков. Основные требования к достаточности собственного капитала характеризуются следующими коэффициентами: основной капитал – с 5% от взвешенных с учетом степени риска активов банка в 2015-2016гг. до 5,5% в 2017 году, капитал первого уровня – с 6% в 2015-2016гг. до 6,5% в 2017 году, общий капитал – с 7,5% в 2015-2016гг. до 8% в 2017 году. Дополнительно, в соответствии с Базель 3 введены требования к буферам (надбавке) капитала: консервационный буфер увеличится с 1% в 2015-2016гг. (2% для системообразующих банков) до 2% в 2017 году (3% для системообразующих банков), а также установлено требование к системному буферу на уровне 1%. К 2018 году планируется установить конечный таргетируемый уровень и срок переходного периода для его достижения. В то же время, чрезмерное регулирование способно отрицательно повлиять на эффективность банковского сектора, что приведет к снижению роли банковского сектора в качестве финансового посредника. С учетом необходимости диверсифицированного подхода к взвешиванию рисков и снижения системных рисков в банковском секторе будут введены повышенные требования к собственному капиталу по операциям банков с высоким уровнем риска, а при увеличении концентрации рисков, угрожающих финансовой стабильности, введены требования по формированию дополнительного капитала или надзорной надбавки к минимальной достаточности собственного капитала банка. Одновременно, для стимулирования развития субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечения доступности жилья понижены требования к достаточности собственного капитала по ипотечным займам, займам субъектам малого и среднего бизнеса, а также займам, покрытым резервами по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Высокое качество и эффективность финансового посредничества является необходимым условием для обеспечения финансовой стабильности. Работа Национального Банка в этом направлении будет заключаться в том, чтобы:

• Создать у регулируемых финансовых организаций стимулы для управления качеством займов на этапе отбора заемщиков, выдачи займов, мониторинга, реструктуризации и других этапах разрешения несостоятельности заемщиков;

• Обеспечить возможности для финансовых организаций по эффективной работе с заемщиками;

• Создать институты, обеспечивающие мониторинг качества финансовой информации, включая качество аудита и оценок независимости аудиторов, применения современных стандартов финансовой отчетности (IFRS 9), а также методов их передачи и обработки (системы моделирования и развитой аналитики).

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДО 2020 ГОДА:

1)     К 2020 году уровень золотовалютных резервов (без учета активов Национального фонда Республики Казахстан) будет не ниже трех месяцев импорта или объема краткосрочного (до 1 года) внешнего долга государственного и корпоративного секторов.

2)     Инфляция в этот период будет удерживаться на уровне 5-8% в год.

3)     Будет расширена институциональная база финансовых организаций и увеличены их инвестиционные возможности.

4)     Доля внешних обязательств банковского сектора в совокупном размере его обязательств будет составлять не более 30 %.

5)     Финансовый рынок будет предоставлять широкий спектр услуг и будет пользоваться доверием инвесторов и потребителей финансовых услуг.

6)     Отечественный фондовый рынок станет региональным центром исламского банкинга среди стран Содружества Независимых Государств и Центральной Азии.

7)     Будут созданы условия для развития альтернативных источников привлечения сбережений населения.

8)     Будут реализованы мероприятия по повышению финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения.

9)     Будет обеспечена положительная реальная доходность накопительных пенсионных фондов.

С полным текстом документа можно ознакомится по данной ссылке.

последние новости
09.06.2025
Объём вложений нерезидентов в ГЦБ РК по итогам мая снизился на 65 млрд тенге
Иностранный капитал практически полностью вышел из нот НБРК
05.06.2025
Сегодня в фокусе внимания дня – решение по базовой ставке НБРК
По результатам июньского опроса АФК, 79% опрошенных экспертов ожидают сохранения базовой ставки на сегодняшнем заседании НБРК
04.06.2025
Дивидендный сезон за 2024 год завершился с утверждением выплат КМГ
7 из 10 входящих в индекс KASE компаний объявили о выплате дивидендов
03.06.2025
Ставка, инфляция и курс: умеренный оптимизм в ожиданиях экспертов
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в июне 2025 года.
03.06.2025
Замедление ИПЦ третий месяц подряд повышает вероятность сохранения базовой ставки
Помимо решения по процентной ставке, Нацбанк представит обновленные макропрогнозы, которые станут основой для корректировки траектории ДКП во втором полугодии
02.06.2025
Сегодня в фокусе внимания дня – публикация данных об инфляции и объёмах конвертации трансфертов из Нацфонда
Данные по ИПЦ могут сыграть определяющее влияние на предстоящее решение НБРК по базовой ставке