Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор льготных программ, финансируемых с участием Национального банка Республики Казахстан.
Ключевые тенденции
- С начала запуска 5 льготных программ, финансируемых с участием НБРК, в 2018 г. и до сентября 2021 г. было выдано займов на 2,8 трлн тенге. Из них 64% или 1,8 трлн тенге приходятся на кредиты юрлиц, оставшиеся 36% или 1,0 трлн тенге — на займы физлиц.
- В разрезе программ наиболее высокий удельный вес занимают программы: льготное кредитование предпринимателей (ПЛК) — 37%, «Экономика простых вещей» (ЭПВ) — 27%, «Баспана Хит» — 21%.
- За счет револьверного принципа объёмы выдачи превысили первоначальные объёмы финансирования: по ПЛК — 131%, по автокредитованию — 127%; объёмы одобренных займов относительно финансирования — по ЭПВ (113%) и «Баспана Хит» (122%).
- Неосвоенный объём финансирования наблюдается лишь по льготной программе «7-20-25». Это обусловлено, преимущественно, тем, что в крупных городах, где сфокусирован основной спрос, сохраняется дефицит первичного жилья, соответствующего критериям программы (макс. стоимость первичного жилья — до 25 млн тенге).
- Таким образом, по 4 из 5 программ целевые ориентиры превышены либо находятся вблизи полного освоения. Поэтому планируемый срок выхода НБРК из госпрограмм до 2025 года, возможно, необходим только для полного освоения льготной ипотечной программы «7-20-25» (при условии не вхождения Нацбанка в новые).
- Вместе с тем из 1 трлн тенге, заявленного на программу ЭПВ, лишь 29% фондируется Нацбанком. Более 70% объёма выдачи займов финансируется за счёт собственных средств БВУ.
Резюме
Льготные программы кредитования НБРК позитивно влияют на динамику выдачи банковских займов, как в отдельных сегментах рынка, так и в разрезе заёмщиков, что говорит об их роли в реализации социально-экономической политики страны. Таким образом, льготные программы Нацбанка сглаживают негативное влияние внешних факторов, как на отдельных субъектов экономики, так и на реализацию потенциала развития ВВП страны в целом.
Между тем на фоне высоких показателей освоения программ и наблюдаемого улучшения макроэкономических условий необходимость в их дальнейшей реализации снижается. При этом доля финансирования, предоставленного предпринимателям по госпрограммам НБРК, не превышает 11% от общего портфеля кредитов юридическим лицам. А с учетом того, что по ЭПВ 70% кредитов выдано банками за счет собственных средств, доля НБРК в финансировании предпринимателей составляет около 9%, т.е. занимает относительно невысокий уровень.
Кроме того, растущее инфляционное давление в стране обуславливает необходимость сокращения денежного стимулирования экономики.
Соответственно, планируемый выход НБРК из госпрограмм поддержки экономики до 2025 года является обоснованным и своевременным шагом для разработки альтернативных рыночных инструментов, стабилизации инфляционных процессов, поддержания покупательской способности нацвалюты, содействия конкуренции в реальной экономике и устойчивому экономическому развитию.
Вместе с тем более правильным подходом в реализации социальной политики государства, в т. ч. жилищной, может быть адресная поддержка социально уязвимых слоев населения. Таким образом, необходимую поддержку от государства могут получать наиболее уязвимые слои населения, а не всё общество в целом.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz