С 1 сентября 2024 года заемщики будут освобождены от погашения кредитов, выданных кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита посредством сервиса «Стоп кредит». Как защитить себя и близких от финансовых мошенников с помощью данного сервиса расскажет Fingramota.kz.
Предыстория
Из-за уловок мошенников граждане часто сталкиваются с потерей финансовых средств. Ежедневно злоумышленники создают новые схемы обмана, придумывают разные способы влияния на человека. Чтобы обезопасить граждан от этой проблемы, в Казахстане был введен самозапрет на выдачу займов.
В марте 2023 года был разработан специальный механизм защиты, при котором каждый гражданин может самостоятельно вводить запрет на получение новых кредитов. Государственная услуга "Стоп-кредит" авторизована на портале eGOV и в приложении е-GOV mobile, подключить которую можно через подписку с помощью ЭЦП. Подписка действует 6 месяцев, но пользователь может отписаться от услуги до истечения периода подписки.
Как подключить данную услугу через компьютер
Для этого необходимо:
- зайти на сайт egov.kz с помощью ЭЦП, используя свои логин и пароль;
- на главной странице сайта выбрать раздел «Сервисы» - «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев» - «Заказать услугу онлайн»;
- заполнить все обязательные поля и подписать заявку посредством ЭЦП.
Как подключить услугу с помощью телефона
Для этого необходимо:
- зайти в приложение е-GOV mobile посредством ЭЦП, короткого кода или Face ID/Touch ID;
- перейти в раздел «Услуги», далее необходимо выбрать «Налоги и финансы»;
- в меню нужно выбрать раздел «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев»;
- подписать свое согласие на оформление услуги с помощью ЭЦП-ключа.
Внимание: услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов на 6 месяцев» можно отключить в любое время. И важно не передавать свой ЭЦП-ключ посторонним людям!
Что дает самозапрет на получение кредита?
- Главный плюс сервиса «Стоп кредит» — это безопасность личных данных и всех сбережений.
- Возможность обезопасить себя в случае вашего долгосрочного отъезда из страны.
- Оповещение банка или МФО о вашем нежелании оформлять кредит.
- Блокировка и разблокировка доступа к кредитному отчету в режиме онлайн.
Что нового появилось?
С 13 апреля 2024 года регулятор ввел дополнительные правила для банков и МФО, при которых в кредитный отчет добавлена новая норма. В кредитном отчете отражается информация об установлении клиентом добровольного отказа от получения банковских займов и (или) микрокредитов либо его снятии.
До принятия решения о предоставлении займа банки и МФО должны провести проверку на наличие в кредитном отчете клиента информации об установлении им добровольного отказа от получения кредита. В случае наличия у клиента в его кредитном отчете такой информации банк или МФО отказывает в предоставлении займа.
В Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства», который был подписан Главой государства 19 июня 2024 года, установлено, что с 1 сентября 2024 года заемщик будет освобожден от погашения кредита, выданного кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита.
Если гражданин установил добровольный отказ от получения кредита, но в этот период на него незаконно был оформлен кредит, то кредитор – банк или МФО обязаны будут списать долг.
Соблюдайте меры безопасности!
Fingramota.kz напомнит о простых мерах безопасности, которые помогут уберечь вас и ваших близких от финансовых мошенников:
- не сообщайте SMS-код для подтверждения совершаемой операции (платежи, перевод и т.д.);
- не сообщайте пароли от своего личного кабинета в интернет-банкинге;
- не сообщайте CVV/CVC-коды на обратной стороне вашей банковской карты;
- не устанавливайте сторонние мобильные приложения, в том числе приложения удаленного доступа к устройствам;
- используйте уникальные и сложные пароли для финансовых аккаунтов;
- включите двухфакторную аутентификацию для дополнительной защиты;
- будьте осторожны при открытии вложений в электронной почте, особенно если они приходят от незнакомых отправителей;
- избегайте посещения подозрительных интернет-ресурсов (сайтов);
- не осуществляйте банковские операции через общественный WI-FI.
Если же вы все-таки раскрыли информацию о своих персональных данных, либо ваши данные, в результате утечки, оказались у третьих лиц, то нужно срочно заблокировать свои карты и поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении, от электронной почты, аккаунтов в соцсетях. И непременно обратитесь в свой банк, а также правоохранительные органы, если мошенники успели снять деньги с вашего счета. Карточку банк заблокирует и перевыпустит новую.
Берегите себя, своим деньги и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!