Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор бюджетного баланса РК за 9 месяцев 2025 года.
Ключевые тенденции периода
- На фоне ускорения экономической активности (до 6,3% vs 4,1% годом ранее), более слабого курса тенге (средний курс вырос на 13,4%), низкой базы (по КПН и НДС в связи с авансовыми платежами и возвратами экспортерам) и улучшения механизмов налогового администрирования совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам января-сентября 2025 г. показали двухзначный рост, заметно укрепив текущую фискальную позицию государства.
- За январь–сентябрь 2025 г. собрано ₸19,1 трлн налогов по сравнению с ₸16,6 трлн за аналогичный период 2024 г. (+15,5% или ₸2,6 трлн).
- В абсолютном выражении наибольший рост налоговых поступлений отмечается в республиканском бюджете (+₸1,8 трлн). Более 90% этого прироста приходятся на поступления по НДС (+₸727 млрд), КПН (+₸713 млрд) — индикаторы роста деловой активности и инфляции, а также на таможенную пошлину на нефть (+₸206 млрд) за счет увеличения её добычи (+13,2%, до 75,7 млн тонн).
- В МБ (+₸915 млрд) основной прирост обеспечен по ИПН (+₸312 млрд), соцналогу (+₸204 млрд) и акцизам (+₸143 млрд) на фоне структурных изменений — роста заработных плат (+11,3%), занятости (+103 тыс.), налоговых ставок (с 1 января 2025 г. ставка по соцналогу увеличена до 11%), расширения базы МСБ (+119,8 тыс.), а также роста внутреннего потребления отдельных категорий подакцизных товаров.
- Однако налоговые поступления умеренно снизились в НФ (-5% или ₸153 млрд), главным образом за счёт сокращения поступлений по рентному налогу (-₸99 млрд) и КПН (-₸98 млрд), что напрямую связано с более низкими ценами на нефть. Отметим, что в НФ снизились все виды налоговых платежей, за исключением НДПИ на фоне низкой базы прошлого года (см. ниже).
- Тем не менее, благодаря высокому сбору налогов в РБ и МБ, исполнение годового плана по налоговым сборам в стране улучшилось до 68% (61% годом ранее).
- Расходы РБ выросли на 7,6% или ₸1,3 трлн (+4,5% или ₸598 млрд за 9М24), где основной прирост (94%) приходится на соцпомощь и обеспечение (+₸461 млрд), трансферты (+₸394 млрд) и обслуживание долга (+₸330 млрд).
- Расходы МБ выросли ещё быстрее — на 15,7% или ₸1,6 трлн (+15,6% или ₸1,4 трлн за 9М24), при этом основной прирост обеспечили образование (+₸538 млрд), ЖКХ (+₸306 млрд) и приобретение финактивов (+₸264 млрд).
- Поскольку рост расходов опережает рост доходов, суммарные расходы (РБ + МБ) превысили доходную часть на ₸5,8 трлн, что обусловило финансирование дефицита и погашение займов за счет агрессивного заимствования.
- Для финансирования дефицита было привлечено ₸6,5 трлн новых займов (рост на ₸1,2 трлн), что соответствует 75% годового плана в ₸8,7 трлн. В оставшийся квартал потребуется привлечь ещё ₸2,2 трлн заимствований в условиях более высоких ставок, что будет увеличивать стоимость обслуживания государственного долга в будущем.
- Объём трансфертов из Нацфонда в РБ в отчётном периоде составил ₸4,2 трлн или 80% от годового плана в ₸5,3 трлн. С учётом ноябрьской заявки Минфина ($600–700 млн) не изъятыми на декабрь остаются порядка ₸364 млрд или $700 млн.
- Из-за превышения изъятий над поступлениями налогов (на ₸1,4 трлн) прирост активов НФ (+6,6% или $3,9 млрд, с $58,8 до $62,7 млрд) был обеспечен исключительно высоким инвестиционным доходом (~$6,5 млрд за 9М25 г.). Активы НФ растут за счет не фискальных, а рыночных факторов, что делает его зависимым от глобальной финансовой конъюнктуры.





Резюме
По итогам девяти месяцев 2025 года фискальная позиция государства заметно улучшилась на фоне ускорения экономической активности (ВВП до 6,3%), расширения налоговой базы и устойчивого роста потребления. Однако этот рост имеет двойственную природу, сочетая фундаментальные факторы с сохранением высокой структурной зависимости.
Рост по ключевым категориям налогов (НДС, КПН, экспортные пошлины) в РБ указывает на оживление внутреннего потребления и наращивание внешнеэкономической активности, включая рост добычи нефти. Однако высокий вклад НДС (43% от всех налогов) и сырьевого сектора (21%) в РБ является структурной уязвимостью, указывающей на многолетнюю зависимость центрального бюджета от внутреннего потребительского спроса и конъюнктуры экспорта.
Рост налогов МБ, в отличие от РБ, имеет более устойчивую социально-экономическую природу: повышение занятости, рост реальных зарплат и налоговых ставок, а также расширение фискальной базы МСБ. Это отражает нарастающий вклад региональной экономики в общую фискальную стабильность, подтверждает эффективность усилий по децентрализации финансов, повышения самостоятельности МИО и расширения налоговой базы. Отметим, что исполнение годового плана по налоговым сборам в МБ составило 79% в сравнении с показателем в 66% в РБ.
Тем не менее падение нефтяных цен вновь продемонстрировало уязвимость Нацфонда к внешней волатильности. Уменьшение практически всех поступлений налогов на фоне сохранения высоких плановых трансфертов в бюджет усиливает давление на баланс фонда, серьёзно сдерживая рост его активов.
Планируемое сокращение трансфертов из Нацфонда (до ₸2,8 трлн против ₸5,3 трлн в 2025) в 2026 году не только поддержит рост его активов, но и указывает на смещение фокуса бюджетной политики от стимулирующей модели к более сдержанному и устойчивому подходу.
Это решение отражает стратегический сдвиг в бюджетной политике в сторону повышения самостоятельности доходной части бюджета и сокращения зависимости от трансфертов Нацфонда. Вместе с тем снижение объёма вливаний в экономику потребует усиления налогового администрирования, мобилизации ненефтяных доходов и более эффективного адресного расходования ограниченных госсредств для поддержки приоритетных секторов и социальной стабильности.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz

