Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор консолидированного бюджета РК за первое полугодие 2023 года.
Ключевые тенденции периода
- За январь-июнь 2023 года было собрано ₸11,6 трлн налогов, что на 13% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
- Налоговые поступления в республиканский и местные бюджеты показали умеренный рост (26% и 25%, соответственно) в связи с перевыполнением плана по НДС, поступающему в РБ, и ИПН, КПН, социальному налогу, налогам на имущество, поступающим в местные бюджеты.
- Впервые за 2 года наблюдается сокращение нефтяных доходов: на фоне неисполнения плана поступлений по КПН и НДПИ налоговые поступления в Нацфонд снизились на 16% по сравнению с 6М2022г.
- В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸2,1 трлн (53% от объема на 2023г.). Таким образом, с учетом поступлений валютные активы Нацфонда на 1 июля текущего года составили 59,8 млрд долларов (целевой индикатор – 100 млрд к 2029 году).
- За первое полугодие текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 45%, против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 57%.
- Затраты КБ выросли на 29% или ₸2,5 трлн – до ₸11,4 трлн, 58% от которых составили расходы на образование (₸2,9 трлн), соц обеспечение (₸2,6 трлн) и обслуживание долга (₸1,1 трлн).
- Для финансирования углубившегося дефицита бюджета (₸1,1 трлн) и погашения займов (₸1,1 трлн) было привлечено ₸3,8 трлн заемных средств (годовой план исполнен на 68%).
- Объем долговых обязательств Правительства РК по состоянию на 1 июля 2023 года может увеличиться до ₸25,4 трлн (+16% с начала года), способствуя дальнейшему росту расходов на их погашение и обслуживание.
- Отметим, что несмотря на добровольное продление Казахстаном сокращения добычи на 78 тыс. б/с до 2024 года и более низкие цены на нефть, в актуальном ПСЭР заложен профицит КБ в 2024-2026гг. в диапазоне ₸0,7-1,5 трлн.
Резюме
В первом полугодии текущего года замедление темпов роста налоговых поступлений в КБ продолжилось: +13% против +77% годом ранее. Основной причиной остается высокая база прошлого года, связанная с более высокими ценами на нефть (средняя цена в 1п2022г. – 105 долл/барр, в 1 п. 2023 г. – 80 долл/барр).
Между тем нефтяные котировки могут показывать существенную волатильность во втором полугодии 2023 года на фоне неопределенности развития американской экономики, восстановления деловой активности в КНР, а также действий ОПЕК+.
В совокупности с крепким тенге (в ПСЭР – 470,33 тенге за доллар против тек. 445,65) потенциальное снижение цены на нефть может негативно отразиться на поступлениях в КБ (в ПСЭР - ₸27,5 трлн в 2023г., ₸29,2 трлн в 2024г.).
В то же время расходы КБ будут продолжать устойчиво расти за счет одновременно реализуемых в стране концепций и программ развития секторов экономики и повышения благосостояния граждан.
В 2023–2024 гг. продолжат действовать концепции и планы по развитию нефтегазовых и нефтегазохимических проектов, газовой отрасли, АПК, обрабатывающей промышленности, туристской отрасли, предпринимательства, высшего образования и науки и пр.
В то же время, учитывая ограничение гарантированного трансферта из Нацфонда «ценой отсечения» в объеме ₸2 трлн в 2024–2026 гг. (₸2,2 трлн в 2023 г.), с большой вероятностью может потребоваться дальнейшее увеличение госзаимствования, а также увеличение целевых трансфертов, выделяемых по решению Главы государства на «развитие критической инфраструктуры и реализацию проектов общестранового значения».
В совокупности эти факторы могут негативно повлиять на устойчивость госфинансов и, как следствие, на кредитные рейтинги страны. Напомним, что в оценках международных рейтинговых агентств и МВФ ключевым фактором является «сильная фискальная позиция и значительные внешние резервы».
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz