Чистая прибыль национального транспортировщика нефти в 2016 году составила 44,53 млрд тенге, снизившись на 0,4% по отношению к 2015 году. Снижение произошло в основном из-за трехпроцентного снижения совокупной выручки (с 213,16 до 207,11 млрд тенге на фоне снижения выручки от транспортировки сырой нефти), а также роста себестоимости реализации на 4,7% (с 124,06 млрд тенге до 129,86 млрд тенге). Таким образом, валовая прибыль составила 77,25 млрд тенге, снизившись на 13,3% (в 2015 году компания заработала 89,1 млрд тенге).
Снижение валовой прибыли, а также рост административных расходов (+29,4%) были компенсированы оптимизацией других операционных расходов, финансовыми доходами (+104,5% до 6,19 млрд тенге). Итоговая прибыль до налогообложения составила 54,91 млрд тенге – на 18,4% ниже чем в позапрошлом году. По итогам отчетного периода компания заплатила 10,38 млрд тенге в виде подоходного налога (в 2015 году было выплачено 22,1 млрд тенге), что вывело чистую прибыль на вышеуказанный уровень.
Ликвидность компании за 2016 год немногим улучшилась, несмотря на снижение операционного денежного потока с 136,10 млрд тенге до 108,02 млрд тенге (доля прибыли в совместно контролируемых предприятиях сократилась с 34,64 млрд тенге до убытка в 2,34 млрд тенге). Отток денежных средств от инвестиционной деятельности составил 20,22 млрд тенге (в том числе, приобретение основных средств – 38,26 млрд тенге). С учетом выплаты дивидендов на 51,16 млрд тенге, итоговый чистый денежный приток составил 18,87 млрд тенге, что стало причиной увеличения денежных средств компании с 50,42 млрд до 69,29 млрд тенге.
Совокупные активы/пассивы эмитента увеличились на 20,3% до 744,98 млрд тенге преимущественно благодаря переоценке активов. Обязательства компании за отчетный период увеличились с 146,33 млрд до 157 млрд тенге, в том числе краткосрочные обязательства увеличились с 60,47 млрд тенге до 61,4 млрд тенге.
Начиная с января 2017 года, по нефтепроводу «Атырау – Самара», принадлежащему АО «КазТрансОйл», ведется транспортировка кашаганской нефти, с сохранением качества сырья, для дальнейшей транспортировки по системе ПАО «Транснефть» в общем потоке малосернистой сибирской легкой нефти до порта Новороссийска и последующего экспорта. Это результат совместной работы АО «КазТрансОйл» и ПАО «Транснефть» по созданию нового трубопроводного маршрута, благодаря которому транспортировка нефти Кашагана осуществляется по нефтепроводу из Атырау до Самары. Первая отгрузка на танкер NEW AMORGOS кашаганской нефти состоялась 28 февраля 2017 года в порту Новороссийска. Прием нефти с месторождения Кашаган в систему магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» начался 11 октября 2016 года. По состоянию на 1 марта 2017 года прием кашаганской нефти в систему магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» составил 239 тыс тонн.
Следует отметить, что тарифная политика КазТрансОйл регламентирована до 2019 года. Так, в соответствии с приказом КРЕМиЗК, касательно утверждения тарифов, с 2015 по 2019 годы тариф по перекачке нефти на внутренний рынок постепенно вырастает на 46% - с 3 225,04 тенге за тонну на 1000 км в 2015 году до 4 721,72 тенге за тонну на 1000 км в 2019 году.
Рейтинговые действия в отношении АО "КазТрансОйл": 9 сентября 2016 года Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте на уровне «BBB-» со «Стабильным» прогнозом, 29 апреля 2016 года Moody’s подтвердило долгосрочный рейтинг КазТрансОйл на уровне «Baa3» с «Негативным» прогнозом, 19 апреля 2016 года Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг казахстанского оператора нефтепроводов на уровне «ВВ» с «Негативным» прогнозом.
С консолидированной финансовой отчётностью АО "КазТрансОйл" за 2016 год можно ознакомится по данной ссылке