Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор статистики по безналичным карточным операциям на 1 января 2021 года
Резюме
- «Эволюция безнала» в Казахстане в 2020 году сменилась «революцией»: объем безналичных транзакций в стране вырос в 2,6 раза и составил ₸34,6 трлн.
- На этом фоне доля безналичных операций увеличилась с 45,5% до 67,4%.
- Среди способов безналичных операций наибольшей популярностью пользуются транзакции в интернете (81% от объема всех безналичных операций). В денежном выражении, по итогам 2020 года, объем транзакций через интернет составил ₸28,2 трлн.
- По итогам 2020 года количество кредитных карт в обращении удвоилось (с 5,3 до 10,9 млн ед.), а дебитных карт — возросло на 40% (с 25,5 до 35,6 млн ед.).
- Соответственно, на каждые 100 жителей страны сегодня приходятся 189 дебитных и 58 кредитных карт.
- Данные по отдельным регионам страны показывают различное соотношение в предпочтениях при выборе способов оплаты. Соответственно, потенциал роста оплат по безналу в «наличных» регионах (см. ниже) сохраняется значительным.
Краткие итоги периода
Популярность безналичных транзакций в Казахстане растёт с каждым годом: в 2018 году на них приходилось 29% от объёма всех операций, в 2019 — 46%, в 2020 — 67%.
И если до пандемии COVID-19 основным драйвером рынка безнала выступало планомерное развитие платёжной инфраструктуры банков и финтех-компаний, то во втором квартале 2020 года дополнительный импульс для развития безналичной формы расчётов дали ограничительные меры социального дистанцирования.
Государство, стремясь минимизировать социальные контакты и компенсировать сокращение доходов населения, приняло пакет законодательных мер, которые ограничивали посещение банковских отделений и предприятий торговли и сервиса в периоды локдауна — в пользу дистанционного обслуживания, а также предусматривали выплаты материальной помощи пострадавшим гражданам. В результате у сотен тысяч казахстанцев появились дополнительные стимулы и возможности перейти на безналичную форму расчетов. Это послужило основой для формирования новой потребительской культуры, определяющей первоочередной выбор товаров и услуг, которые доступны дистанционно.
Стоит отметить, что продвижение безналичных транзакций по регионам происходит неоднородно. Наибольшей популярностью они пользуются в городах-миллионниках — Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, что, видимо, объясняется бо́льшим количеством продавцов, принимающих платежные карты и мобильные платежи. Хорошим подспорьем также выступает более высокий уровень финансовой грамотности и потребления у жителей мегаполисов, что косвенно подтверждается количеством банковских карт на душу населения. Например, в Алматы (лидер рейтинга по объему безналичных транзакций) на одного жителя приходится 5,1 дебитных и 1,4 кредитных карт, в то время как соответствующие показатели для Северо-Казахстанской области (аутсайдер рейтинга) составляют 1,3 дебитных и 0,4 кредитных карт на душу населения.
Таким образом, популярность и доступность цифровых каналов для оплаты товаров и услуг вкупе с мерами социального дистанцирования — ускоряют переход Казахстана к cashless-экономике, что несёт выгоду для всех вовлеченных сторон, в первую очередь, с точки зрения безопасности и удобства, а также оптимизации расходов на финансовые операции, ускорения денежного оборота, улучшения налогового администрирования и, соответственно, сокращения доли теневой экономики.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz