В июле 2017 года исследовательская компания GFK по заказу международной платёжной системы Visa провела потребительское исследование на тему: «Финансовая грамотность населения и безналичные платежи в Казахстане». Результаты исследования были представлены Марией Олейник, руководителем отдела исследований на заказ GFK в рамках прешедшего Cashless Kazakhstan Summit.
В ходе исследования было опрошено 403 респондентов в возрасте 22-55 лет, проживающих в городах с населением 200 тыс. человек и больше.
Онлайн-опросы показали, что 78% респондентов пользются платёжными картами, 22% их не имеют вообще. 50% респондентов за последний год стали чаще платить картой, около 5% – реже из-за того, что стали покупать в тех местах, где ей нельзя расплатиться.
В результате опроса выяснилось, что 28% респондентов используют карту для оплаты, в том числе и в интернете, а 13% постоянно платят картой в офлайне. 97% пользователей карт контролируют движение средств по по ним: 54% через SMS-оповещения, 44% через интернет-банкинг и 8% через электронную почту.
Чаще всего респонденты оплачивают картой пополнение мобильного телефона – 58%, покупку бензина – 37%, а также книг, журналов и игр – 33%. Реже всего они используют их для приобретения продуктов питания 14%. Одинаково – картами и наличными – чаще всего оплачивают покупку мебели, товаров для дома и сада 46% опрошенных.
24% опрошенных владельцев карт за последние 2 года хотя бы раз выезжали заграницу. Однако более половины из них не использовали карту во время поездки.
Также была проведена оценка финансовой грамотности представителей малого и среднего бизнеса. В GFK опросили 185 юридических лиц и 149 индивидуальных предпринимателей. Большинство из них занимается торговлей продуктами питания, ремонтными услугами, торговлей техникой и электроникой, а также стройматериалами.
Наиболее популярным способом оплаты за свои услуги для них остаётся наличный способ – через них принимается 88% платежей. Пластиковой картой через интернет принимают лишь 3% платежей.
Основными барьерами по приёму платежных карт для для 50% опрошенных коммерсантов остаётся отсутствие потребности в этой услуге. При этом лишь 5% отметили в качестве причины размер тарифов.
В среднем опрошенные предприятия получают безналичным способом примерно 14% выручки. При этом показатель имеет тенденцию к росту с увеличением объёмов бизнеса.
Полные результаты исследования: Финансовая грамотность населения и безналичные платежи в Казахстане.pdf