Медленное восстановление экономики будет сдерживать спрос на кредиты и повысит риски обесценения активов. По прогнозам Moody’s, рост реального ВВП достигнет 2% к концу 2018 года, что все еще ниже показателя средних темпов роста в 5% достигнутого в 2009-2014 годах. Несмотря на незначительное улучшение условий ведения бизнеса, спрос на кредиты и банковские услуги остается на низком уровне, что связано со слабым потребительским спросом и жесткой монетарной политикой.
Качество активов банков остается слабым по всему банковскому сектору Казахстана,поскольку девальвация национальной валюты, ухудшение операционной среды и снижение реальных доходов населения привели к росту проблемных кредитов, которые в 2016 году достигли в среднем 37% от общего объема выданных кредитов в рейтингуемых Moody’s банках, по оценке агентства. В то время как по отчетам банков, достаточность капитала банков находится на адекватном уровне, в действительности, у некоторых банков низкий уровень абсорбирования убытков и есть высокий риск того, что данные банки могут столкнутся с нехваткой капитала.
Слабая рентабельность ограничивает возможности банков абсорбировать убытки по кредитам. Отсутствуют специальные меры по решению проблем формирования провизий. Работа по устранению накопленных проблемных кредитов может затянутся на многие годы. Чистый процентный доход, являющийся ключевым драйвером прибыльности банков, останется на низком уровне в 2017 году, так как большая доля выданных банками кредитов – невозвратные. Слабый спрос на кредиты затрудняет перенос высоких затрат фондирования на кредитоспособных заемщиков.
Условия ликвидности банков в Казахстане улучшаются, но, несмотря на это, уровень фондирования в национальной валюте останется низким. Хотя доверие к тенге начинает постепенно возвращаться, вкладчики все еще отдают предпочтение долларам, поэтому выдача банками кредитов требует дорогостоящего хеджирования. Существует также риск того, что стоимость фондирования для банков может неожиданно вырасти, если произойдет дальнейшее ослабление национальной валюты.
Вкладчики крупнейших банков выиграют от государственной поддержки. Благодаря относительно небольшому размеру банковской системы Казахстана, способность правительства рекапитализировать некоторые крупные банки или предоставить им ликвидность остается высокой. Исторически, НБРК предоставлял ликвидность большим банкам, столкнувшимся с оттоком депозитов, и в течении последних 12 месяцев власти дали понять, что готовы предоставить такую помощь в случае необходимости, постепенно реформируя проблемную систему.
Анализ платёжеспособности. Базовый сценарий. В соответствии с базовым (или более вероятным) сценарием, коэффициент достаточности капитала в масштабах всей системы снизится до 8,7% к концу 2018 года. В основном, это обусловлено ожиданием того, что кредитные потери составят 5-6% от общей суммы кредитов и что банки будут не в состоянии генерировать достаточные доходы, чтобы поглотить эти потери. Проблемные кредиты немного снизятся до 35% по сравнению с 37% к концу прошлого года (списания проблемных кредитов будут превышать формирование новых). В результате, система будет убыточной, потребуется рекапитализация некоторых банков для восстановления минимальных нормативных коэффициентов достаточности капитала.
Стрессовый сценарий. Это не ожидаемый сценарий, однако он помогает в оценке способности банков устоять при стрессовых условиях. Таким образом, подобный тест может помочь оценить кредитоспособность системы в целом. Результаты данного стресс тестирования показывают, что воздействие подобных масштабов будет тяжелым: дефицит капитала будет равен 2,2% от взвешенных по риску активов (RWAs) к концу 2018 года, по сравнению с 13,7% в конце 2016 года. Согласно этому сценарию, банковская система Казахстана потребует масштабной рекапитализации. В этом сценарии предполагается, что NPL вырастет до 50% от общего объема кредитов и ежегодные расходы на обслуживание неработающих кредитов составят приблизительно 9% от общего объема кредитов. Чистый процентный доход будет незначительно положительным и, как следствие, способность банков абсорбировать убытки будет более ограничена в сравнении с базовым сценарием.