29.08.2025
676 просмотров
Рынок автокредитов стал массовым: почти 60% сделок на авторынке финансируется заёмными средствами

Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор казахстанского рынка автокредитования за первое полугодие 2025 года.

Ключевые тенденции

  • В первом полугодии 2025 года рынок автокредитования вновь подтвердил статус наиболее динамичного сегмента розницы, нарастив долю в совокупном портфеле БВУ до 15,4% за счёт активных маркетинговых кампаний автосалонов, запуска акционных программ, ускоренной цифровизации процедур получения займов и особого порядка расчёта КДН.
  • За этот период банки выдали автокредитов на ₸1,2 трлн (+53% г/г) и их доля в новых займах населению выросла с 8,8% до 13,2%, что сделало автокредитование одним из ключевых драйверов роста розничного рынка.
  • Средневзвешенная ставка по автокредитам к концу полугодия немного подросла и достигла 15,8% (опускалась до 14,6%) за счет роста базовой ставки. Однако она сложилась намного ниже показателя за 1 полугодие 2024 года в 19,7% благодаря усиленной конкуренции и расширению предложения акционных продуктов.
  • Средняя сумма кредита выросла с ₸6,3 млн до ₸6,7 млн (+5,7% с начала т. г.) на фоне роста цен на автомобили в стране (+11,1% г/г). При этом средний ежемесячный платёж составил ₸110,7 тыс., что на 8,1% ниже прошлогоднего уровня. Это является результатом значительного снижения ставок по автокредитам.
  • Количество заявок на автокредит за 6М25 выросло на 54% г/г и достигло 2,9 млн. Одновременно доля автомобилей, купленных в кредит, поднялась с 36% до 59%. Общее количество зарегистрированных автомобилей выросло на 3%. Фактически автокредит трансформировался из нишевого инструмента в массовый продукт, используемый большинством покупателей авто в стране.
  • Доля одобрений по заявкам незначительно увеличилась — с 16,2% до 17,6%, однако всё ещё находится ниже среднего уровня по розничному кредитованию (28,8% в 1П24 г.). Это отражает более консервативный подход к одобрению займов на фоне падения реальных доходов населения (-2,6%), жёсткой денежно-кредитной политики, будущего повышения налогов на доходы от розничного бизнеса.
  • Наибольшая доля автокредитов приходится на диапазон ₸5–20 млн – это 90,6% от всех выдач (ранее данный показатель составлял 85,7%). Это отражает как рост цен на автомобили в стране, так и перераспределение спроса в сторону более массового ценового сегмента.
  • Доля просроченной задолженности выросла до 3,4% против 2,8% на начало года, но находится ниже уровня по розничному кредитованию в целом (3,8%).
  • Объём производства автомобилей в стране за 1П25 г. увеличился до 69,8 тыс. единиц (62,0 тыс. за 1П24 г.). В результате доля произведённых в РК авто в общем количестве зарегистрированных машин выросла до 8% с 7% ранее.
  • В третьем квартале прогнозируется сохранение высокого спроса на автокредиты, однако условия кредитования могут изменяться по-разному: часть средних банков может повысить ставки вознаграждения, тогда как один из игроков, напротив, намерен смягчить условия. Такая дивергенция отражает различие стратегий банков и усиливающееся конкурентное давление на рынке, где борьба за клиента становится ключевым фактором динамики ставок.

Резюме

Автокредитование в первом полугодии 2025 года демонстрирует двузначный рост сразу по всем ключевым метрикам: заявки на автокредиты выросли на 54%, объём новых выдач — на 53%, портфель — на 23%. Это закрепило за автокредитованием статус самого динамичного сегмента розничного кредитования и усилило его вес в структуре выдач (c 8,8% до 13,2%) и портфеле займов населения (c 12,2% до 15,4%). По сути, рынок прошёл точку трансформации – автокредит перестал быть нишевым инструментом и стал массовым продуктом, через который реализуется большая часть сделок на авторынке (почти 60% по итогам 6М25).

Снижение ставок (с прошлогодних 19,7% до 15,8%) и удешевление ежемесячного платежа (-8%) создали условия для доступности кредитов даже при росте средней суммы займа и цен на автомобили. Конкуренция между банками и автодилерами привела к запуску акционных и партнёрских программ, что позволило компенсировать влияние высокой базовой ставки и падения реальных доходов. В результате автокредитование не только сохранило динамику, но и стало системным каналом расширения доступности автомобилей для населения. На фоне кредитного спроса оживилось и производство: выпуск автомобилей в стране увеличился на 12,6% г/г, а доля отечественных машин в регистрации выросла с 7% до 8%.

Однако значительная часть спроса остаётся непокрытой внутренним производством и реализуется за счёт импортных поставок, что усиливает давление на курс тенге и платёжный баланс. Снижение этих рисков возможно за счет расширения локализации — увеличения автопроизводства внутри страны и/или углубления цепочек добавленной стоимости. Это позволит удержать часть спроса на внутреннем рынке, снизить давление на нацвалюту и окажет мультипликативный эффект на занятость и локальную обрабатывающую промышленность.

Во втором полугодии 2025 года автокредитование может сохранить высокую активность: банки ожидают повышения спроса и изменения ставок. Потенциал рынка сохранится, однако ключевыми факторами будут дальнейшее действие льготы по КДН, параметры макропруденциальных требований, увеличение налоговой нагрузки (может ограничить интерес к автокредитованию) и волатильность курса (из-за роста цен на импортные автомобили).

  PDF-версия обзора

Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.

Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz

последние новости
10.10.2025
МВФ и Банк Англии присоединились к растущему числу предупреждений о пузыре на рынке искусственного интеллект
На этом фоне биржевые индексы США продемонстрировали снижение на 0,1-0,5%
09.10.2025
Долевые бумаги Air Astana падают на 1,1% на фоне последних изменений в составе правления
Питер Фостер покидает должность главного исполнительного директора, а на его место будет назначен Ибрахим Жанлыель, исполнительный директор по финансам
08.10.2025
Вслед за уходом мировых инвесторов от риска — распродажи наблюдались и на казахстанском фондовом рынке
Индекс KASE завершил торги во вторник снижением до отметки 7 117,8 пункта (-0,4%)
08.10.2025
Жесткая денежно-кредитная политика сохранится, как минимум, еще год — эксперты
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в октябре 2025 года.
07.10.2025
Цена на золото приближается к 4 000 долларам за тройскую унцию
Рост был обусловлен волнами политических изменений в США, Франции и Японии
06.10.2025
Сокращение спреда между ставками по кредитам и депозитам может привести к более консервативной кредитной политике банков
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор процентных ставок на финансовом рынке Казахстана на 1 октября 2025 года.