Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор казахстанского рынка автокредитования за 9 месяцев 2025 года.
Ключевые тенденции
- За 9 месяцев текущего года количество заявок на автокредиты выросло на 48% — почти на столько же, на сколько годом ранее (+50% г/г).
- Такой сильный спрос во многом обусловлен тем, что автосегмент остаётся одним из наиболее чувствительных к улучшению условий кредитования. Банки и автодилеры активно продвигают акционные продукты и расширяют линейку программ, тогда как для заёмщиков автомобиль всё чаще становится не только средством передвижения, но и инструментом заработка — для работы в сервисах доставки, такси и малого бизнеса. Это формирует устойчивый спрос даже в условиях общего ужесточения финансовых условий в системе.
- Высокий поток заявок напрямую отразился на фактической выдаче: автокредитование стало лидером по приросту выдачи новых кредитов среди всех сегментов розничного кредитования, ускорившись до 47% против 35% годом ранее.
- Рост выдач поддержан сочетанием структурных и краткосрочных факторов: расширением продуктовой линейки, активными маркетинговыми акциями, акционными ставками, увеличением платёжеспособного спроса (выросла доля одобрений) и послаблениями в расчёте коэффициента долговой нагрузки (КДН), что облегчило доступ к заёмным средствам для части клиентов. На этом фоне доля автомобилей, купленных в кредит, поднялась почти в два раза, с 38% до 66%.
- В то же время средневзвешенная ставка по автокредитам активно снижалась в первую половину года, но после стала быстро возвращаться к уровням на начало года на фоне завершения отдельных маркетинговых акций, роста стоимости фондирования и общего повышения ставок в системе.
- Доля одобрений по заявкам умеренно улучшилась — с 16,5% до 17,5% под влиянием роста зарплат (+11,3%) и занятости (+103 тыс.), что могло улучшить платёжеспособность части заёмщиков и повысить их соответствие скоринговым требованиям банков.
- Однако этот показатель всё ещё значительно ниже среднего уровня по розничному кредитованию (27,1%), что может объясняться более строгими критериями отбора в автосегменте: большими суммами займов, длительными сроками, сохранением консервативного риск-аппетита в условиях ужесточения денежно-кредитной политики.
- Отметим, что доля просроченной задолженности по автокредитам (3,3%) остаётся ниже среднего уровня по розничному кредитованию (4,0%). Это отражает более качественный состав заёмщиков в автосегменте и залоговую природу продукта, которая дисциплинирует обслуживание долга и снижает вероятность дефолта.
- Дополнительную поддержку автокредитованию оказывает производственный фактор. Выпуск автомобилей в стране за 9М25 г. увеличился до 106,7 тыс. единиц (91,0 тыс. за 9М24 г.). В результате доля произведённых в РК авто в общем количестве зарегистрированных машин выросла до 11% с 6% ранее.
- Тем не менее рынок подходит к развороту цикла, что уже отразилось на стоимости займов и объёмах выдач (см. ниже). В IV квартале т.г. ожидается замедление спроса на автокредиты из-за ужесточения денежно-кредитной политики, введения новых регуляторных ограничений, а также исчерпания льготного ввоза отдельных категорий авто (электромобилей).





Резюме
Автокредитование в январе-сентябре 2025 года демонстрирует двузначный рост сразу по всем ключевым метрикам: заявки на автокредиты выросли на 48%, объём новых выдач — на 47%, портфель — на 35%. Такая синхронная динамика по всем ключевым показателям закрепила за автокредитованием статус самого быстрорастущего сегмента розничных займов.
На этом фоне его удельный вес в структуре новых выдач населению вырос с 9,5% до 12,4%, а в портфеле розничных займов — с 13,7% до 15,9%. Это отражает как высокий спрос на авто для личных и бизнес-целей, так и общий для розничного рынка структурный сдвиг в сторону обеспеченных продуктов, которые в условиях высокой базовой ставки остаются более доступными для заёмщиков и менее рискованными для банков.
Однако в августе-сентябре появились первые признаки охлаждения: ставки по автокредитам начали расти (на 350–410 б.п.) вслед за удорожанием фондирования и завершением маркетинговых программ, а темпы новых выдач — снижаться (на 14–17%). Это первые признаки того, что сегмент достиг локального пика, и дальнейшая динамика может определяться уже не столько стимулирующими факторами, сколько ограничениями со стороны денежно-кредитной и макропруденциальной политик.
В 4 квартале ожидается снижение спроса: повышение базовой ставки и ужесточение регуляторных требований будут сдерживать спрос и усиливать требования банков к заёмщикам. На этом фоне автокредитование может продолжить расти, но уже более умеренными темпами, вступая в фазу более равномерного роста после периода ускоренного расширения. Дополнительное охлаждение в этом сегменте может наблюдаться за счет удовлетворения части потребительского спроса в рамках новой программы автолизинга.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz

