20.05.2021
1548 просмотров
Какой будет концепция развития финансового сектора до 2030 года

Автор: Виктор Ахремушкин  |  Опубликовано на сайте Kursiv.kz 20.05.2021 г.

Ссылка на публикацию: https://kursiv.kz/news/finansy/2021-05/kakoy-budet-koncepciya-razvitiya-finansovogo-sektora-do-2030-goda

В Казахстане продолжается работа над созданием Концепции развития финансового сектора до 2030 года. Разработкой концепции занимается регулятор, содержание документа обсуждается с профучастниками. Ранее «Курсив» публиковал мнения отдельных банков и представителей рейтинговых агентств относительно их видения того, как надлежит развивать банковский сектор (см. статью «Дороги, которые мы выбираем» в № 9 от 12.03.2021). Сегодня своими мыслями на этот счет делится председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.

– По вашему мнению, какие ключевые меры, способствующие дальнейшему развитию банковского сектора, следует прописать в разрабатываемой концепции?

– Базовым условием развития финансового сектора, включая банковский сектор, является эффективное преобразование и рост экономики Казахстана. Важно помнить, что финансовый сектор обеспечивает как прямое участие в ВВП, так и косвенное – через кредитование отраслей экономики.

Наиболее часто обсуждаемым индикатором участия финансового сектора в стимулировании роста экономики является доля кредитов экономике в ВВП, которая сейчас составляет около 21%. Доля финсектора в ВВП и рост кредитования тесно связаны с другими отраслями, ростом экономики и дисбалансами в ней. Например, на 1 марта этого года 22,2% корпоративных кредитов предоставлены сектору торговли, 27,7% – промышленности, 8,73% – строительной отрасли и 2,38% – предприятиям в сельском хозяйстве, что говорит о текущем уровне рисков в различных отраслях.  

Ненефтяной дефицит государственного бюджета на уровне 10,6% от ВВП, как указано в уточненном бюджете на 2021 год, свидетельствует о том, что большие государственные расходы пока не трансформировались в устойчивые структурные изменения в экономике. В то же время банковская система не может развивать корпоративное кредитование произвольно, только в ответ на экономический рост. Рост кредитования должен быть постепенным и соответствовать уровню кредитного риска и темпам роста экономики, так как высокие темпы кредитования еще не обеспечивают позитивные эффекты для экономики и финансовой стабильности, а часто становятся и источником нарастания системных рисков.

Из предпосылок, касающихся непосредственно сектора, важно отметить вопросы кардинального изменения финансовых продуктов и необходимость нового регулирования. В результате трансформации ожиданий клиентов, проникновения цифровых технологий в финансовый сектор и конкуренции со стороны нефинансовых игроков, включая мобильных операторов, появляются новые модели финансовых организаций и развиваются финансовые экосистемы. Жесткое разделение финансового сектора на классические банковские услуги, инвестиционные услуги и страхование становится все более неактуальным. Необходим переход от концепции банка с набором стандартных услуг к приоритету новых финансовых и нефинансовых продуктов, которые участники финансового рынка могут предоставить клиенту. При этом каналы предоставления таких продуктов также сильно меняются.  

С одной стороны, такая трансформация способствует получению клиентами более удобных услуг, с другой – это большой вызов как для самих финансовых организаций, так и для регулятора, поскольку для этого требуется общий пересмотр системы надзора и регулирования. Участниками рынка и регулятором уже обсуждаются новые приоритеты надзорной политики, включая риск-ориентированный надзор, технологическое усовершенствование взаимодействия, повышение роли корпоративного управления и систем управления рисками внутри финансовых организаций, а также защиту прав потребителей. Дальнейшие преобразования должны быть отражены в концепции развития сектора.

Другим важным направлением развития сектора является повышение рыночной конкуренции. В концепции должны быть предусмотрены меры по постепенному сокращению присутствия государства на финансовом рынке. В результате реализации многочисленных программ финансовой поддержки, нацеленных на удешевление процентной ставки по кредитам, зачастую без прямой связи с эффективностью бизнеса заемщиков, сформировались устойчивые ожидания бизнеса по стоимости финансирования, неадекватные стоимости денег в экономике, рыночной конъюнктуре и присущим таким заемщикам кредитным рискам. Несмотря на то что, по оценке S&P, в 2020 году только 15% новых кредитов было выдано в рамках программ господдержки, общее восприятие справедливой ставки вознаграждения и условий кредитования находится под влиянием условий этих программ.

В текущий кризисный период резкое сокращение государственной поддержки, безусловно, преждевременно, но необходим четкий план возвращения к рыночному финансированию и добросовестной конкуренции на частном рынке. Кроме того, в рамках процесса цифровизации банковского сектора можно предусмотреть дальнейшее развитие процессов оказания госуслуг через банковский сектор, таких как, например, услуги по регистрации предприятий, по регистрации сделок с недвижимостью и другие.

Необходимо также определить роль и влияние государственных инфраструктурных организаций на финансовом рынке. В концепции следует отразить планы по улучшению форм взаимодействия между финансовыми организациями и дочерними структурами Нацбанка, включая Казахстанский центр межбанковских расчетов, Государственное кредитное бюро, Центральный депозитарий и прочие.  

Отдельным важным направлением должны стать общие вопросы взаимодействия сектора с разными госорганами, включая Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, Нацбанк, Минфин, Агентство по финмониторингу, Агентство по защите и развитию конкуренции и другие, в целях четкого разграничения их полномочий по регулированию. Необходимо общее снижение нагрузки по мониторингу и отчетности на финансовые институты. Кроме того, должны соблюдаться принципы недопущения чрезмерного влияния на операционную деятельность и сбалансированного подхода к защите прав потребителей.

Рейтинговые агентства отдельно отмечают уровень проблемных активов финансового сектора. Негативные аспекты работы банков и их дочерних организаций по работе с проблемными кредитами включают длительные сроки рассмотрения судебных дел о взыскании задолженности, обращения взыскания на залоговое имущество и исполнения судебных решений. При стандартном взыскании срок составляет один год, но на практике может затянуться на 3–5 лет, что создает неопределенность по срокам закрытия проблемных кредитов.  

Для решения этой проблемы необходима общая координация работы госорганов по оптимизации процедур, что позволит уменьшить накопление проблемной задолженности на балансе банков и дочерних организаций по работе со стрессовыми активами. В концепции также должны найти отражение вопросы реализации неработающих активов и, возможно, создание отдельной платформы по продаже проблемных активов.

В то же время регуляторные стимулы не должны включать принудительные меры в ущерб деятельности банков. Требуется иной подход, в частности стимулирование спроса на активы, активизация рынка, увеличение количества участников рынка стрессовых активов. В настоящее время налогообложение в стране также не стимулирует своевременное признание банками проблемной задолженности, продажу банками кредитов третьим лицам и не способствует реализации залогов. Эти вопросы также ждут решения и могут быть отражены в концепции развития сектора.

С точки зрения дальнейшего развития, помимо цифровизации услуг, планируется расширение их спектра. В частности, банки готовы предоставлять структурное финансирование для корпоративных клиентов, в том числе с использованием синдицированных займов, факторинга, структурировать секьюритизацию, а для физических лиц – услуги по управлению капиталом, private banking, lifestyle-услуги. Для внедрения этих услуг необходимы законодательная основа, учет особенностей регулирования и согласование с регулятором, поэтому в концепции важно предусмотреть условия внедрения таких продуктов с точки зрения выгод для потребителей при сохранении умеренного уровня рисков.  

В банковском секторе, с одной стороны, происходит консолидация, обусловленная повышением регуляторных требований, сложностью и высокой стоимостью внедрения новых технологий, с другой – на рынке также нужны небольшие, возможно, нишевые банки, специализирующиеся на предоставлении небольших кредитов МСБ. Такими банками могут стать крупные микрофинансовые организации с большим опытом работы на кредитном рынке. Поэтому для естественного роста таких организаций было бы целесообразно предусмотреть возможность их преобразования в банк. И наоборот, при необходимости должна быть законодательная возможность трансформации банка в МФО, что позволит организации сохранить ключевые услуги, но не будет связано с рисками для депозиторов. В целом у финансового сектора есть много предложений по дальнейшему развитию, которые обсуждаются с регулятором в процессе работы над концепцией.  

– Назовите основные внутренние проблемы, которые сегодня препятствуют нормальному развитию банковского сектора и которые необходимо решить в том числе в рамках разработки и последующей реализации концепции. Каковы возможные пути их решения?  

– Помимо карантинных ограничений, из внешних (для банковского сектора. – «Курсив») факторов можно назвать сохраняющееся доминирование государственного сектора в экономике и низкий уровень частной предпринимательской инициативы, сдерживающие экономический рост, а также несовершенство института банкротства предприятий, тормозящее уход с рынка несостоятельных компаний. Дополнительными ограничениями являются низкий уровень дохода у предприятий МСБ, низкий уровень корпоративной прозрачности и бизнес-планирования (у бизнес-заемщиков. – «Курсив»), а также ограниченный платежеспособный спрос населения.  

Развитие отдельных отраслей экономики определяется государственными программами субсидирования бизнеса, которые искажают конкуренцию. Даже без учета проблем бизнеса в прошлом и текущем году, которые были связаны с пандемией, количество средних предприятий в экономике не растет: в 2017 году – 2609 предприятий, в 2019-м – всего 2620.

С точки зрения внутренних вопросов финансового сектора необходимо учесть, что замедление темпов кредитования бизнеса было обусловлено тем, что банковский сектор ранее абсорбировал основные реализовавшиеся риски экономики, в том числе в строительном секторе, при ипотечном кредитовании и в сельском хозяйстве, что привело к увеличению доли проблемных займов банков и проблемных активов в портфеле частных и государственных фондов.

В то же время по результатам независимой оценки качества активов банки адаптировали внутренние правила и процессы к более консервативным требованиям AQR. В концепции развития должен быть предусмотрен баланс между ожиданиями от сектора по финансированию экономики и требованиями с точки зрения финансовой стабильности.

Для стимулирования кредитования необходимо пересмотреть инструменты государственных программ поддержки предпринимательства. Переход на предоставление финансовой поддержки в виде компенсации части затрат и на основе прямых договоров между предпринимателем и оператором госпрограмм позволит улучшить мониторинг достижения целевых показателей госпрограмм, а также снизит административные издержки участников.  

Необходим возврат казахстанских институтов развития к своей базовой задаче – стимулировать финансирование экономики частным финансовым сектором, не подменяя его, а именно путем предоставления гарантий, инвестиций в капитал, кредитов, субординированных по отношению к кредитам коммерческих банков в тех секторах, где кредитные риски не позволяют использовать обычное рыночное кредитование.  

Из рисков, которые присущи не только финансовому сектору, но в целом повсе­дневной жизни людей, особое внимание нужно уделить кибербезопасности и защите персональных данных. В настоящее время часто недооценивается риск распространения персональных данных, которые являются особой ценностью и, соответственно, требуют ограничения их сбора и контроля их использования. Поэтому в концепции должны найти отражение как активное внедрение финансовых технологий, так и правовое обеспечение защиты данных, противодействия киберпреступлениям, согласованность используемых правовых механизмов и координация всех заинтересованных сторон. Необходима разработка стандартов данных, способов идентификации и аутентификации и видов анонимизации персональных данных.

Если говорить в целом об эффективном развитии сектора, необходимо сокращать все возможные барьеры для инноваций, так как инновации играют ключевую роль в развитии финансового сектора и определяют его будущий образ. Создание условий для своевременного и качественного внедрения инноваций в повседневную деятельность финансовых организаций обеспечит стабильное развитие финансового рынка, его конкурентоспособность и повысит качество и доступность оказываемых услуг.

последние новости
20.12.2024
Спрос на пенсионные аннуитеты и страхование от несчастных случаев поддержит рост КСЖ в 2025 году
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор казахстанского рынка страхования жизни за 9 месяцев 2024 года.
20.12.2024
Участники рынков оценивают сигналы Федрезерва
Доллар США продолжает рост, сырьевые товары снижаются
19.12.2024
Правительству США грозит шатдаун уже в субботу
Дональд Трамп призвал республиканцев отклонить законопроект о временном финансировании правительства
18.12.2024
Нефтяные котировки снизились на слабых перспективах спроса
Нефтетрейдеров обеспокоили разочаровывающие макроданные из Германии и Китая
17.12.2024
«Парад» заседаний центробанков может определять рыночный сентимент до конца уходящего года
Аппетит к риску сохраняется высоким, о чём можно судить по продолжающемуся притоку ликвидности на американский фондовый рынок и рынок криптовалют
17.12.2024
Инфляция, тенге и нефть: основные макроэкономические вызовы 2025 года
Для Казахстана самый значительный риск в 2025 году может лежать в плоскости дальнейшего снижения цен на сырьё из-за ожидаемого увеличения добычи сланцевой нефти в США, большей толерантности ОПЕК+ к текущим ценам. Такой сценарий может негативно сказаться на ключевых макроэкономических показателях, серьёзно затрудняя усилия по диверсификации экономики и улучшению благосостояния казахстанцев.