05.02.2025
163 просмотров
Для укрепления Нацфонда необходимо следование 24 «Принципам Сантьяго»

Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор бюджетного баланса РК за 2024 год.

Ключевые тенденции периода

  • Несмотря на рост экономики (+4,8%), общие налоговые сборы по стране, включая поступления в Нацфонд (НФ), местные бюджеты (МБ) и республиканский бюджет (РБ), по итогам 2024 года практически не изменились, составив ₸23,5 трлн (+0,2% или ₸40 млрд).
  • Однако в разрезе отдельных сегментов ситуация иная (см. ниже). Поступления налогов снизились в НФ (-16% или ₸748 млрд) и РБ (-5% или ₸605 млрд), но выросли в МБ (+23% или ₸1,4 трлн), что балансировало общие сборы.
  • В НФ ключевое падение отмечается по КПН (-₸267 млрд) и НДПИ (-₸602 млрд) на фоне более низких цен на нефть, снижения её добычи и экспорта.
  • В РБ — по КПН (-₸236 млрд) и НДС (-₸495 млрд) на фоне уменьшения доходов ряда крупных предприятий, более низких цен на экспортные металлы, снижения объёмов облагаемого экспорта нефти (-4%) и импорта (-4,4%), но больших объёмов возврата НДС (1,2 трлн за 2024г против ₸430 млрд за 2023г.).
  • В МБ наибольший прирост обеспечили соцналог (+₸258 млрд), КПН от МСБ (+₸404 млрд) и ИПН (+₸459 млрд) на фоне повышения номинальной зарплаты (+11,3%) и роста количества субъектов (+10 тыс.) и доходов МСБ (н-р, валовая прибыль у малых предприятий выросла на 20% за 9М24).
  • При этом поддержку доходной части РБ в прошлом году оказали неналоговые поступления (₸1,2 трлн, в основном выплаты по дивидендам на госпакеты акций) и высокие трансферты из НФ (₸5,6 трлн). Таким образом, общие доходы выросли до ₸19,6 трлн (+3,1% или ₸586 млрд), где на налоги приходится лишь 63%.
  • При суммарных средствах НФ в ₸33,1 трлн тенге, изъятия на ₸5,6 трлн составили 17% от его активов, серьёзно ограничивая их рост. Потенциальное ограничение целевых трансфертов из НФ (не выше 30% от гарантированного транша в ₸2 трлн) позволят изымать порядка ₸2,6 трлн.
  • Помимо дальнейших ограничений на изъятия для укрепления роли НФ в экономической стабильности страны необходимо следование 24 фундаментальным «Принципам Сантьяго», выступающим эталоном прозрачности и эффективности управления суверенными фондами. Особую значимость приобретают принципы, регламентирующие полноту и доступность раскрываемой информации (Принципы 11, 17 и 23), обязательное проведение независимого аудита (Принцип 12), а также стратегическую адаптацию передового мирового опыта в сфере инвеступравления (н-р, у Норвежского Нацфонда доля в акциях (70%) существенно превышает долю облигаций (27%)), вопроса аллокации доли для цифровых активов.
  • Если налоговые сборы по стране сохранились на одном уровне, то расходы (РБ+МБ) продолжили устойчивый рост: расходы ГБ выросли на 13,4% или ₸4,1 трлн — до ₸34,7 трлн, превышая доходную часть на 24% или ₸7,6 трлн (динамика расходов РБ и МБ по направлениям см. ниже).
  • В структуре расходов по-прежнему преобладают текущие затраты (85%, см. ниже). Ситуация может измениться в связи с намерением правительства направить дополнительные налоговые сборы на развитие.
  • На фоне высокого темпа привлечения госдолга (₸7,5 трлн) растут как расходы на его обслуживание и погашение (с 4,4 до 5,9 трлн), так и его общий объём (с ₸27,2 до 31,8 трлн).
  • При этом три четверти от объёма размещения ГЦБ в 2024 году пришлись на внутренний рынок, снижая потенциальные валютные риски. Но планируемые изменения в налогообложении доходов от вложений в ГЦБ могут иметь серьезные последствия для их привлекательности для локальных институциональных инвесторов и возможности Минфина размещать крупные объёмы внутреннего долга (без увеличения премии).

Резюме

В 2024 году дефицит госбюджета страны значительно расширился, увеличившись почти на 30% и достиг ₸3,6 трлн (по сравнению с ₸2,8 трлн в 2023 году). Основной причиной стало опережающее увеличение госрасходов на фоне недостаточного роста налоговых и неналоговых поступлений.

Стабилизацию госфинансов продолжили обеспечивать трансферты из Нацфонда, объём которых увеличился до ₸5,6 трлн (₸4,1 трлн в 2023 году), а также значительное привлечение заемных средств, составившее ₸7,5 трлн (₸5,5 трлн годом ранее).

В то же время благоприятная конъюнктура на финансовых рынках – рост акций, облигаций, а также цен на золото – привела к существенному увеличению инвестдохода Нацфонда, который достиг ₸5,0 трлн (против ₸1,8 трлн годом ранее). В сочетании с налоговыми поступлениями в фонд (₸3,8 трлн) это позволило его активам вырасти с ₸29,9 трлн до ₸33,1 трлн (+11% или ₸3,2 трлн). К ВВП они теперь составляют 24,7% против 25,0% годом ранее.

В расходах госбюджета основной прирост пришелся на обслуживание и погашение займов (+₸1,4 трлн) на фоне увеличения объёма долга и высоких процентных ставок. Соответственно, доля этой статьи в расходах возросла до 16,9% с 12,9% ранее.

Высокие планируемые объёмы привлечения (₸6,9 трлн тенге только на внутреннем рынке) и погашения (в текущем году предстоит также погасить $2,5 млрд еврооблигаций) выведут данную статью в лидерство не только по темпам прироста, но и доле в расходах (сейчас лидерство за образованием – 19,3%). А планы по налогообложению доходов от владения ГЦБ могут привести к ещё более высоким расходам (рост премии для компенсации налогов).

Между тем задача по доведению активов Нацфонда до отметки $100 млрд к 2029 году и длительный бюджетный дефицит привели к необходимости принятия срочных и безотлагательных мер по улучшению бюджетного баланса. Обсуждаемые меры по реформированию налоговой системы должны, в т. ч. включать оценку эффективности её расходов, сворачивание неэффективных стимулов и улучшение бюджетной дисциплины для стабилизации инфляции и курса. Напомним, по расчётам НБРК, рост бюджетных расходов в среднем на 1% в текущем месяце приведет к росту импорта суммарно на 1,42% за 5 месяцев вследствие влияния мультипликативного эффекта госрасходов на общие расходы субъектов экономики. Соответственно, важно чтобы темп роста расходов бюджета был не выше 8% в соответствии с бюджетными правилами (не превышал среднее значение ВВП за 10 лет в 3% с учетом цели по инфляции 5%.

PDF-версия обзора

Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.

Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz

последние новости
05.02.2025
Инвесторы скептически относятся к заявлениям Трампа
Его тарифные угрозы оцениваются как переговорная тактика, а не реальный инструмент воздействия
05.02.2025
Для укрепления Нацфонда необходимо следование 24 «Принципам Сантьяго»
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор бюджетного баланса РК за 2024 год.
04.02.2025
Ускорение инфляции может потребовать длительного сохранения высоких ставок и пересмотра прогнозов по её возврату к цели
Для достижения таргета в 5% месячный рост ИПЦ должен составлять 0,41%
03.02.2025
Дефицит счёта текущих операций РК в 2024 году сократился в два раза – с 9,0 до 4,4 млрд долларов
Запуск проекта расширения месторождения Тенгиз может способствовать его выравниванию
31.01.2025
77% из опубликованных финрезультов компаний S&P 500 превзошли ожидания аналитиков
Сезон отчётности в США остаётся сильным, поддерживая аппетит к риску
30.01.2025
Центробанк Чехии рассматривает возможность включения биткоина в состав резервных активов
В криптовалюте может быть размещено до 5% резервных активов страны