
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор бюджетного баланса РК за 1 квартал 2025 года.
Ключевые тенденции периода
- На фоне ускорения экономической активности (до 5,8% с показателя в 3,9% годом ранее) и более слабого курса тенге совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам первого квартала 2025 года показали рост, составив ₸5,8 трлн (+4,8% или ₸265 млрд).
- Однако в разрезе отдельных сегментов динамика неоднородна (см. ниже). Поступления налогов значительно упали в НФ (-47% или ₸547 млрд), но увеличились в МБ (+16% или ₸292 млрд) и РБ (+20% или ₸520 млрд), что выровняло общие сборы.
- В НФ отмечается снижение всех видов налогов, основной удельный вес в падении занимают НДПИ (-₸85 млрд) и КПН (-₸378 млрд) на фоне более низких средних цен на нефть (1Q25: 74,8 vs 1Q24: 81,8). Таким образом, исполнение годового плана по налоговым сборам в НФ упало до 13% с показателя в 25% в аналогичном периоде прошлого года.
- Наоборот, в МБ положительный вклад внесли все виды налогов (прирост в пределах 13-31%) на фоне продолжающегося двухзначного роста номинальных доходов (+10,6%, г/г), увеличения количества субъектов МСБ (+3,1 тыс. с н.г.) и высокого роста их доходов (н-р, валовая прибыль у малых предприятий выросла на 16,9% за 2024г.).
- В РБ основной прирост обеспечили НДС (+13% или ₸154 млрд) и КПН (+28% или ₸221 млрд) на фоне высоких возвратов НДС в предыдущем году (₸1,3 трлн), увеличения доходов крупных предприятий (+2,6% по итогам 2024г.), мер налогового и таможенного администрирования (в 2024 году они обеспечили дополнительные поступления на ₸1,3 трлн) и снижения теневой экономики (до 17,5% к ВВП).
- Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам улучшилось до 21,1% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 19,9%.
- В расходной части наблюдается заметное замедление роста из-за динамики расходов РБ, которые выросли всего на 4,4% или ₸235 млрд (+12,4% или ₸688 за 3М24г.). Не исполнены расходы на ₸1,1 трлн тенге, главным образом, ввиду недофинансирования средств из бюджета, связанного с недостаточностью средств на контрольном счете наличности.
- Расходы МБ выросли на 21,4% или ₸555 млрд (+7,9% за 3М24г), где основной прирост обеспечили три направления: образование (+₸217 млрд), приобретение финактивов (+₸112 млрд) и ЖКХ (+₸100 млрд).
- Суммарные расходы превысили доходную часть на ₸857 млрд (см. ниже).
- Для финансирования дефицита бюджета и погашения займов (было погашено на ₸0,9 трлн) привлечено новых займов на ₸1,5 трлн (-387 млрд) при годовом плане привлечений ₸8,3 трлн (+830 млрд). Таким образом, годовой план исполнен лишь на 17,8% (28,1% в первом квартале 2024 г). Поэтому в оставшиеся три квартала объём заимствований может вырости.
- Объём трансфертов из Нацфонда в РБ в отчётном периоде составил ₸1,45 трлн или 27,6% от годового плана. Объём изъятий из НФ запланирован на высокой отметке в ₸5,25 трлн (гарантированный ₸2,0 трлн и целевой ₸3,25 трлн), что при текущих низких ценах на нефть (тек. 63 долларов за баррель) может привести к сокращению его активов по итогам 2025 года.
Резюме
Несмотря на значительное ускорение экономической активности (+5,8% г/г), доходная база на отдельных уровнях бюджета оказалась под сильным давлением.
Существенное сокращение налоговых поступлений в Нацфонд (-47%) ещё до эскалации торговых войн может привести к заметному падению размера его активов в текущем году (за 1 кв. поступило всего ₸622 млрд при плановых изъятиях на текущий год в ₸5,25 трлн) и усиливает риск исчерпания значительной части его активов в среднесрочной перспективе. Отметим, что средняя цена Brent в апреле снизилась ещё на 6,7% (до 66,5 долларов за баррель).
На расходной стороне бюджет сталкивается с дальнейшим ростом расходов на обслуживание и погашение долга (эти расходы в РБ растут почти в четыре раза быстрее общих расходов: выросли на 16,2%, до ₸1,9 трлн).
Нарастающая долговая нагрузка при планах масштабного заимствования (₸8,3 трлн) создаёт дополнительные фискальные риски, особенно в условиях роста стоимости заимствований на фоне увеличения базовой ставки и налогообложения доходов от ГЦБ.
В текущем году госдолг РК может вырасти до ₸37,2 трлн или 24,7% к ВВП. Хотя этот показатель пока остаётся на умеренном уровне по международным меркам, стоимость его обслуживания остаётся непропорционально высокой для бюджетной системы, ограничивая пространство для социальных и инвестиционных расходов.
Так, при госдолге в 24% к ВВП в прошлом году расходы на выплату процентов в РБ составили 2,2 трлн тенге или 9,3% всех расходов. Для сравнения, в США при госдолге в 123% к ВВП процентные выплаты составили 1,1 трлн долларов или всего 15,6% к общим расходам. Разница в стоимости обслуживания — значительная.
В таких условиях критически важно сохранить приверженность бюджетным правилам (ориентир для расходов: не более 8% в год, т.е. не превышая среднее значение ВВП за 10 лет в 3%, с учетом цели по инфляции в 5%), наращивать эффективность текущих затрат, проводить активную работу по диверсификации доходной базы через дальнейшее сокращение теневой экономики, обеспечить качественное управление госактивами и обязательствами, ускорить приватизацию отдельных привлекательных для инвесторов госактивов. Это позволит снизить фискальные риски и создать условия для более сбалансированного и устойчивого экономического роста на среднесрочном горизонте.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz