Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор консолидированного бюджета РК за 2022 год.
Ключевые тенденции периода
- Наблюдаемые в 2022 году повышение цены на нефть (+39%), стабильный экономический рост (+3,1%) и ослабление нацвалюты (+8%) способствовали существенному увеличению налоговых поступлений.
- За 2022 г. было собрано ₸21,2 трлн налогов, что на 59% или ₸7,9 трлн выше в сравнении с прошлым годом (план перевыполнен на 17% против 11% годом ранее).
- Около половины (48%) указанного прироста приходится на отчисления в Нацфонд. В частности, по КПН (+₸1,3 трлн), НДПИ (+₸1,2 трлн) и доле РК по разделу продукции (+₸0,7 трлн).
- Между тем объем средств Нацфонда за 2022 год практически не изменился (+2%) из-за инвестиционных убытков от управления фондом (-1,4 трлн) в результате значительного падения фондовых рынков и высокого изъятия трансфертов свыше 4 трлн тенге третий год подряд (4,6 трлн тенге).
- Расходы КБ выросли на 14% или ₸2,7 трлн – до ₸22,6 трлн, превышая доходную часть на 8% или ₸1,7 трлн.
- Основная часть указанного прироста (80% или ₸2,2 трлн) приходится 3 статьи: обслуживание и погашение долга (+₸853 млрд), образование (+₸841 млрд), соцпомощь и обеспечение (+₸467 млрд).
- При этом расходы на здравоохранение сократились на 81% или ₸1,8 трлн по сравнению с 2021 годом на фоне стабилизации эпидемиологической ситуации в стране.
- Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸4,2 трлн при годовом плане привлечений ₸4,5 трлн (исполнен на 93%).
- В 2023 году ожидается поступление в КБ ₸27,7 трлн (+32% от уровня 2022 года) при расходах в ₸26,9 трлн (+19%). Однако сохраняющиеся риски глобальной рецессии, геополитическая неопределенность, а также практика периодического пересмотра госрасходов в сторону увеличения могут способствовать углублению дефицита КБ.
Резюме
В 2022 году дефицит КБ составил ₸1,3 трлн, сократившись в 2,7 раза по сравнению с прошлым годом, на фоне существенного прироста объема налоговых поступлений, опережающих темп роста расходов. Также поддержку государственным финансам продолжили оказывать трансферты из Нацфонда, составившие в 2022 году ₸4,6 трлн (₸4,5 трлн в 2021 году).
Росту налоговых поступлений, помимо нефтяных доходов, способствовал рост КПН на фоне дополнительных налоговых обязательств, выплачиваемых крупными горно-металлургическими компаниями, а также НДС в результате роста оборотов по реализации товаров, работ и услуг.
При этом рост затрат бюджета произошел в том числе из-за увеличения расходов на обслуживание и погашение долга (+32% по сравнению с 2021 годом), которое, в свою очередь, было связано с увеличением долга и ростом процентных ставок внутри страны. Доходность размещаемых Минфином РФ ГЦБ росла вслед за повышением базовой ставки: до 15,7–16,58% с 10,16–10,87% годом ранее. В то же время выплаты по внешнему госдолгу (37% от совокупного госдолга) выросли за счет ослабления в течение года курса нацвалюты.
В текущем году ожидается профицит КБ в размере ₸0,9 трлн при несколько оптимистичных параметрах базового сценария: средняя цена на нефть —85 $/bbls, курс USDKZT — 470 ₸/$, рост экономики — 4%, инфляция — 7,5–9,5%, трансферт из Нацфонда – ₸3,2 трлн.
Отметим, что согласно январскому опросу АФК, эксперты финрынка ожидают по итогам 2023 года экономический рост не выше 3,7%, инфляцию на уровне 13,5%, курс нацвалюты – 491,8 ₸/$.
Между тем поддержку доходной части бюджета будут оказывать законодательные поправки, вступающие в силу с 1 января 2023 года, согласно которым предусматривается увеличение ставки НДПИ по биржевым металлам и остальным твердым полезным ископаемым на 50% и 30%, соответственно. Также ожидается, что рост расходной части будет ограничиваться начинающим действие с 1 января бюджетным правилом.
Сохраняющаяся зависимость состояния государственных финансов Казахстана от цен на сырьевые товары способствует существенной уязвимости от внешних шоков. Соответственно, в текущем году бюджетные параметры, вероятно, будут неоднократно пересмотрены, в том числе, вслед за изменением ситуации в экономиках США и Китая, а также геополитической обстановки в регионе.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz