Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор консолидированного бюджета РК за первые девять месяцев 2021 года.
Ключевые тенденции периода
- На фоне рекордных цен на рынке энергоресурсов и высокой экономической активности в стране (ВВП вырос на 3,4%) налоговые поступления в консолидированный бюджет (КБ) значительно возросли.
- За январь-сентябрь 2021 г. было собрано ₸9,0 трлн налогов, что на 31% или ₸2,1 трлн выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Суммарные доходы КБ составили ₸10,6 трлн (+23%).
- При этом наибольшее увеличение налоговых поступлений, как в абсолютных, так и в относительных параметрах, отмечается в республиканском бюджете (см. ниже). Перевыполнены поступления по КПН, НДПИ, НДС на ТПВ.
- Таким образом, за три квартала текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 76% (по итогам года планируется собрать ₸12,0 трлн налогов). В аналогичном периоде прошлого года показатель составил 69%.
- В то же время расходы КБ выросли на 10,4% или ₸1,3 трлн – до ₸14,2 трлн, превышая доходную часть на 34% или ₸3,6 трлн.
Более половины указанного прироста (51% или ₸677 млрд) приходится на расходы по обслуживанию и погашению долга. Суммарные расходы на эти статьи превысили ₸2,0 трлн, что составляет 14% от всех расходов КБ. Для сравнения, в прошлом году показатель составил ₸1,3 трлн или 10% от всех расходов КБ. - Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸2,9 трлн при годовом плане привлечений ₸3,9 трлн (исполнен на 76%).
- В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸3,4 трлн из запланированных на текущий год ₸4,6 трлн. Напомним, в 2020 году объём трансфертов составил ₸4,8 трлн.
- При средней цене на нефть в 75 долларов за баррель баланс КБ в следующем году может быть исполнен с профицитом (S&P).
Резюме
Рекордные цены на энергоресурсы в сочетании с быстрым восстановлением экономической активности в стране способствуют значительному росту налоговых поступлений.
С одной стороны, это снизит зависимость доходной части бюджета от поступлений из Нацфонда в преддверии планируемого внедрения контрцикличного фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года, а также ослабит необходимость дальнейшего увеличения долгового бремени. По ожиданиям S&P, при средней цене на нефть в 75 долларов за баррель баланс КБ в следующем году может быть исполнен с профицитом.
Однако с другой, резкий рост доходов может отрицательно повлиять на бюджетную дисциплину и реализацию планов по снижению высокой доли государства в экономике (до 14% к 2026 г.), сохранив при этом высокую чувствительность доходов бюджета к изменениям конъюнктуры сырьевого рынка.
Хотя высокие расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть, в меньшей степени покрывались привлечением займов, уровень долговой нагрузки и расходы на обслуживание и погашение долга стремительно возрастают. Так, госдолг вырос до 29% к ВВП (прогноз на начало 2022 – 31%), а расходы на его обслуживание — выросли до 14% от всех расходов КБ (10% годом ранее). На этом фоне ограничение по потолку госдолга было повышено почти в два раза – до 50% к ВВП в актуальном Прогнозе социально-экономического развития на 22–26 гг. (ранее – 27% в ПСЭР 19-23 гг.).
Напомним, управление и предсказуемость бюджетных расходов и уровня госдолга имеют важное значение для стабильности макроэкономических условий, в т. ч. инфляционных процессов, формирования долгосрочных процентных ставок в экономике, а также страновой риск-премии и суверенных рейтинговых оценок.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz