20 октября 2017 г., г.Алматы. – В Ассоциации финансистов Казахстана прошло заседание рабочей группы по вопросам развития безналичных платежей.
Нынешнее заседание рабочей группы, созданной при АФК и НПП «Атемекен» для обсуждения вопросов развития безналичных платежей, было посвящено мерам стимулирования коммерсантов и населения для увеличения доли платежей по картам в торгово-сервисных операциях.
«Безналичные платежи играют ключевую роль в развитии экономики и способствуют снижению её теневой части, – сказала и.о. председателя Совета АФК Юлия Якупбаева во время выступления. – Нам нужно выработать и реализовать оптимальные меры, которые помогут рынку: коммерсантам с большим желанием устанавливать POS-терминалы; населению не обналичивать деньги, а использовать карты в повседневной жизни».
В заседании приняли участие представители банков и предприниматели – участники электронной коммерции и розничной торговли.
Так, участники рабочей группы среди возможных причин, препятствующих вовлечению торговых точек в приём карточных платежей отметили следующие факторы:
- Достаточно высокий размер комиссий за интерчейндж (приём к оплате карты одного банка в POS-терминале другого);
- Значительное время зачисления средств на счёт предпринимателя при оплате картой;
- Сложность и продолжительность решения вопросов, связанных с возвратом средств при оплате картой;
- Мелкие торговые точки ориентированы на приём наличных из-за торговых операций с поставщиками с применением наличных денег.
Финансовый директор Magnum Cash & Carry Александр Тютюнников отметил, что следует вести переговоры с международными платёжными системами для снижения уровня интерчейнджа, особенно для категорий бизнеса, где заложена низкая наценка в товарах и размер комиссии при безналичных платежах играет критическую роль.
Среди факторов, препятствующих использованию платёжных карт населением были отмечены следующие причины:
- Низкий уровень финансовый грамотности, из-за чего держатели карт не понимают и не используют преимущества при оплате картой;
- Недостаточность проникновения платёжной инфраструктуры, особенно в регионах и удалённых от крупных городов населённых пунктов;
- Большая часть населения, особенно из категории самозанятых не охвачена зарплатными проектами и не использует карты.
Геннадий Ким, директор интернет-холдинга Choco Family во время выступления сообщил, что его компания заинтересована в увеличении доли безналичных платежей, так как их обслуживать дешевле. Кроме того, средний чек клиентов Choco Family при использовании карты выше на 25%, как и общий уровень покупательской активности.
Так среди основных мер способных увеличить долю безналичных платежей предлагается проводить более активную разъяснительную работу среди населения для повышения уровня финансовой грамотности и изменения потребительского поведения.
Рабочая группа планирует подготовить итоговое предложение, включающее в себя весь комплекс мер по развитию и стимулированию безналичных платежей к середине ноября текущего года.