В Центр по взаимодействию с потребителями финансовых услуг АФК в 2017 году (начиная с 26 мая) поступило 136 обращений от потребителей финансовых услуг. Завершено рассмотрение 124 обращений. Необоснованные отказы финансовых организаций в решении вопросов обращений не выявлены, при этом в 19 случаях проблемная ситуация была урегулирована.
75 обращений, или 55%, поступили от физических лиц; 61 обращение, или 45%, – от юридических лиц, в том числе 16 – от индивидуальных предпринимателей, крестьянских и фермерских хозяйств.
76 обращений, или 56% поступивших, не связаны с оказанием финансовых услуг:
- 1 обращение – о финансировании лечения физического лица;
- 9 обращений юридических лиц – о предложениях и внесении изменений в нормативные правовые акты;
- 55 обращений (54 физических и 1 юридического лица) – по вопросу создания кооператива пайщиков с признаками финансовой пирамиды;
- 10 обращений юридических лиц – вне компетенции АФК;
- 1 - благодарность юридического лица за оказанное содействие АФК.
По вопросам оказания финансовых услуг поступило 60 обращений, из них:
- 73% (44 обращения) – по вопросам оказания содействия по проблемным займам банков второго уровня и организаций on-line–кредитования. Доля обращений по проблемным займам от общего количества (136) составляет 32%;
- 27% (16 обращений) по вопросам:
- банковского вклада;
- содействия в выдаче займа;
- возврата ошибочного перевода денег;
- неосуществления платежа по интернет-банкингу;
- неосуществления обязательств в связи с финансовой нестабильностью банка;
- получения денег со счета в банке, лицензия которого отозвана;
- снижении размеров комиссий банков за обязательные переводы/платежи.
Завершено рассмотрение 124, или 91% обращений, в том числе все 76 обращений, не связанных с оказанием финансовых услуг, и 48 – по вопросам оказания финансовых услуг, из них 36 – по проблемным займам. По результатам рассмотрения необоснованные отказы финансовых организаций в положительном решении вопросов обращений не выявлены. На рассмотрении находится 12 обращений по проблемным займам, или 9 % от общего количества поступивших.
Благодаря медиативной деятельности АФК в 19 случаях из 48 рассмотренных обращений по вопросам финансовых услуг, или 40%, заявителям оказана помощь: в реструктуризации займов 7 физических лиц и 5 юридических лиц, в возврате ошибочно переведенной суммы 1 юридического лица, в получении денег со счетов 1 физического лица и 3 юридических лиц по результатам оздоровления банка, по результатам рассмотрения обращений 2 юридическоих лиц в одном из банков введены безвозмездные переводы платежей за обязательное социальное медицинское страхование.
Доля 12 реструктуризированных при содействии АФК займов от 36 рассмотренных обращений по проблемным займам составила 33%. При этом 11 обращений по проблемным займам поступили на стадии рассмотрения в судебных органах, из них в 3 случаях, или 36%, при содействии АФК достигнуто взаимоприемлемое для сторон договора урегулирование.
Так, за время работы Центра по взаимодействию с потребителями финансовых услуг при АФК организованы и проведены 6 встреч (в т.ч. видео-конференц связи с г.г. Актау, Актобе, Атырау, Уральск, Усть-Каменогорск) проблемных заемщиков с представителями банков-кредиторов с участием представителей НПП «Атамекен», Территориальных филиалов Национального Банка Республики Казахстан и АФК в целях урегулирования сложившейся ситуации.
Центром проведено 6 личных приемов граждан и 42 консультации по вопросам проблемных займов по телефону, заемщиков из регионов: г.г. Астана, Алматы, Актау, Актобе, Атырау, Караганда, Кокшетау, Павлодар, Семей, Тараз, Усть-Каменогорск, Шымкент, Алматинской, Акмолинской и Южно-Казахстанкой областе, а также заемщиков из общественных приемных Партии «Нур Отан».
Представителями АФК принято участие в 24 заседаниях Комиссии по рассмотрению жалоб заемщиков касательно полученных отказов в рефинансировании по Программе рефинансирования ипотечных займов, утвержденной постановлением Правления Национального Банка РК № 69 от 24.04.15 г.
Кроме того, на регулярной основе сотрудники АФК принимают участие в телепередачах по вопросам повышения финансовой грамотности населения с оказанием соответствующих консультаций по проблемным вопросам.