Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор консолидированного бюджета РК за первый квартал 2024 года.
Ключевые тенденции периода
- Несмотря на рост экономической активности в стране (3,9% по итогам 1Q24), те же средние цены на нефть (81,8 vs 82,1) и небольшое увеличение её добычи (+0,3%), налоговые поступления в консолидированный бюджет (КБ) показали снижение в первом квартале т.г. в отличие от увеличения на 20% в аналогичном периоде 2023 года.
- За январь-март 2024 г. было собрано ₸5,5 трлн налогов в сравнении с показателем в ₸5,7 в аналогичном периоде 2023 года (-2,5% или 141 млрд).
- Основные изменения наблюдаются в налоговых отчислениях в местные и республиканский бюджеты (см. ниже). В местных бюджетах наблюдается перевыполнение сборов по КПН (+106 млрд), соцналогу (+129 млрд) и ИПН (+199 млрд), а в республиканском бюджете снижение обусловлено поступлениями по НДС (-₸157 млрд), таможенным платежам (-161 млрд) и КПН (-289 млрд).
- Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 19,9% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 23,0%.
- В то же время расходы КБ выросли на 17% или 966 млрд — до ₸6,8 трлн, превышая доходную часть на 18% или ₸1,1 трлн.
- Если ранее основной вклад в прирост расходов вносила соцсфера, то теперь 92% прироста расходов приходятся на обслуживание (+164 млрд) и погашение госдолга (+721 млрд). На этом фоне доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов КБ.
- Для финансирования дефицита бюджета было привлечено новых займов на ₸1,9 трлн (+680 млрд) при годовом плане привлечений ₸6,6 трлн (+844 млрд). Таким образом, годовой план исполнен на 28,1% (20,5% в первом квартале 2023г).
- Объём трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸1,45 трлн или 40,3% от годового плана. Объём изъятий из НФ запланирован на высокой отметке ₸3,6 трлн (гарантированный – 2,0 и целевой – 1,6).
Резюме
В первом квартале текущего года наблюдается снижение поступлений налоговых сборов (-2,5%) и общих доходов КБ (-1,8%) при двухзначном увеличении расходов (+16,7%) КБ. При этом практически весь вклад в увеличение расходов внесли статьи обслуживания и погашения госдолга. Тенденция к увеличению расходов на обязательства по годолгу в абсолютном и относительном выражении в структуре расходов бюджета усугубляется несбалансированностью его структуры (в 2024–2025 гг. Минфину предстоит погашение крупных объёмов еврооблигаций), что приводит к резким изменениям в расходах (доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов против 15% в аналогичном периоде 2023 г.), что может оказывать давление на валютный рынок, а также свидетельствует о необходимости большего внимания управлению госдолгом. Кроме того, на фоне высокой эмиссионной активности Минфина безрисковая кривая претерпела значительные изменения в отчётном периоде. Таким образом, характеризовавшийся ранее социальным бюджет страны перешёл в стадию обремененного долгом.
Между тем при прохождении одной четверти года (25%) исполнение плана по налоговым сборам снизилось до 19,9% (ранее 23%), по доходам — до 20,1% (23,1%), но по расходам — возросло до 21,9% (20,5%). При этом суммарный объём поступлений в КБ в текущем году, по актуальному ПСЭР на 24–28 гг., вырастет до 31,3 трлн тенге с показателя в 25,6 трлн тенге в 2023 году (+22%). Исполнению этого плана могут способствовать более высокие цены на нефть (тек. 87,5 долл. за баррель, а в бюджет заложена – 80 долл. за баррель.), меры по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также дальнейшее снижение доли теневой экономики.
Вместе с тем ожидаемое резкое увеличение добычи нефти в стране до 103,3 млн тонн в 2025 г. с 90 млн тонн в 2023 г. на фоне расширения добычи на Тенгизе при сохранении высоких цен на сырьё может значительно улучшить бюджетный баланс, а также выровнять перешедший в отрицательную зону счёт текущих операций.
Аналитический центр АФК регулярно готовит экономические обзоры различной периодичности об экономической ситуации на валютных, фондовых, товарных рынках, анализ эмитентов KASE, статистических данных Национального банка РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства финансов РК, Комитета государственных доходов, а также прочих событий, оказывающих влияние на текущую экономическую ситуацию в стране.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz