В том числе, налоговые поступления в местные бюджеты выросли на 3,3%, а в Нацфонд – на 55%
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты местных исполнительных органов (села, районы, города, области) и республиканский бюджет, утверждаемый соответствующим законом. В качестве аналитической информации также формируются государственный и консолидированный бюджет, которые не подлежат утверждению.
Государственный бюджет включает республиканский и местные бюджеты без учёта взаимопогашаемых операций между ними.
Консолидированный бюджет включает в себя государственный бюджет, а также поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан без учёта взаимопогашаемых операций между ними. Отметим, что все прямые налоги от организаций нефтяного сектора поступают в Нацфонд.
По итогам первого квартала 2019 года консолидированный бюджет РК сложился с дефицитом в 164,0 млрд тенге, тогда как планируется, что по итогам года будет достигнут профицит в размере 635,0 млрд тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года дефицит консолидированного бюджета снизился на 77,1 млрд тенге. Однако отметим, что доходная часть КБ исполнена на 21,6%, тогда как исполнение расходной части бюджета находится на уровне 23,0%. Также следует отметить, что исполнение доходной части бюджета пока не учитывает данные об инвестиционных доходах от управления Нацфондом в первом квартале. При этом, если налоговые поступления в Нацфонд за три месяца текущего года составили 704,4 млрд тенге, то трансферты в республиканский бюджет из Нацфонда находились на уровне 790,0 млрд тенге.
Республиканский бюджет страны за три месяца сложился с дефицитом в 240,4 млрд тенге, что на 154,0 млрд тенге выше дефицита за аналогичный период прошлого года. Росту дефицита поспособствовало увеличение расходов на приобретение финансовых активов с 27,2 млрд до 104,7 млрд тенге.
Профицит местных бюджетов составил 127,0 млрд тенге, в связи с чем, дефицит государственного бюджета (учитывающего республиканский и местный бюджеты) составил 93,8 млрд тенге. Отметим, что расходы государственного бюджета в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 395,1 млрд тенге. Годом ранее государственный бюджет был профицитным, в то время как доходы превышали расходы на 88,4 млрд тенге.
Доходы
Доходы республиканского бюджета за три месяца текущего года составили 2 449,5 млрд тенге, увеличившись в сравнении с первым кварталом 2018 года на 273,2 млрд тенге. В том числе, налоговые поступления выросли на 20,8% до 1 532,0 млрд тенге. Между тем поступления трансфертов остались на прошлогоднем уровне – 882,6 млрд против 877,2 млрд тенге годом ранее.
Тем временем за первый квартал 2019 года поступления в местные бюджеты составили 1 064,1 млрд тенге. В том числе 534,8 млрд тенге потупили в виде налогов, а 493,6 млрд тенге в виде трансфертов. При этом в сравнении с первым кварталом 2018 года налоговые поступления увеличились лишь на 3,3%, тогда как трансферты выросли на 21,2%.
Если говорить отдельно о налогах, то суммарные поступления по стране за три месяца составили 2 771,2 млрд тенге, что на 23,7% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом, как отмечалось выше, 534,8 млрд тенге налогов поступили в местные бюджеты, 1 532,0 млрд тенге в республиканский бюджет и 704,4 млрд тенге – в Нацфонд.
Расходы
Совокупные государственные расходы (консолидированный бюджет) за три месяца текущего года составили 2 812,4 млрд тенге, что соответствует 23,0% исполнения годового бюджета в 12 227,5 млрд тенге. Отметим, что 53,5% запланированных на 2019 год расходов приходятся на социальные статьи бюджета – социальная помощь и обеспечение (3,2 трлн тенге), образование (2,2 трлн тенге) и здравоохранение (1,2 трлн тенге). Между тем, в январе-марте расходы по указанным статьям составили 1 625,1 млрд тенге или 57,8% всех расходов за период.
Любое использование аналитических материалов допускается только при наличии гиперссылки на источник afk.kz